Карданная передача автомобилей КрАЗ-255Б и
КрАЗ-255В
Устройство передачи. Карданная передача автомобиля (рис. 15)
состоит из пяти карданных валов и промежуточной опоры, соединяющих
коробку передач с раздаточной коробкой и с ведущими мостами. Все
карданные валы, кроме основного (расположенного между коробкой передач и
раздаточной коробкой), одинаковы по конструкции и отличаются один от
другого только длиной труб.
В конструкции карданных валов применено подвижное шлицевое соединение,
обеспечивающее необходимое изменение рабочей длины вала при движении
автомобиля.
Каждый карданный вал (кроме основного) состоит из тонкостенной трубы, с
одной стороны которой приварена неподвижная вилка,, а с другой —
шлицевой конец, соединенный со скользящей вилкой 3. Внутри шлицевого
конца имеется полость, служащая резервуаром для смазки.
Карданные шарниры одинаковы по устройству. Каждый состоит из неподвижной
или скользящей вилки, фланца-вилки 5 и крестовины 16, установленной в
ушках вилок на игольчатых подшипниках 18. Подшипники крестовин имеют
торцовое уплотнение 21, состоящее из металлической обоймы и поропластового кольца.
В подшипники крестовины на заводе-изготовителе заложена смазка № 158,
которая обладает наибольшими преимуществами по сравнению с другими
пластичными смазками и увеличивает периодичность технического
обслуживания.
Промежуточная опора (рис. 15, в) крепится к картеру среднего моста и
предназначена для подвески карданного вала привода
заднего моста. Заливка масла в опору производится
через верхнее отверстие до появления масла из контрольного отверстия,
расположенного сбоку картера. Для слива отработанного масла имеется
сливное отверстие в нижней части картера.
Рис 15
Особенности разборки и сборки карданных валов.
При разборке карданного шарнира необходимо после снятия подшипников
спрессовать с двух смежных шипов крестовины обоймы торцового уплотнения
и снять их через отверстия в вилках. Смещая крестовину в отверстиях
вилок, вначале вывести шипы с напрессованными обоймами, а затем вынуть
крестовину.
При сборке карданного шарнира вначале завести крестовину в отверстия
вилок, после чего установить снятые обоймы с уплотнением и собрать
шарнир. Карданные валы собирать таким образом, чтобы их неподвижные и
скользящие вилки располагались в одной плоскости, а стрелки на
скользящей вилке и трубе карданного вала находились на одной линии. При
переборке карданных валов не рекомендуется изменять взаимное положение
фланцев-вилок относительно приварной и скользящей вилок, для чего перед
снятием вала обозначить первоначальное положение деталей. Несоблюдение
этого условия приводит к биению карданных валов и к рывкам в главной
передаче из-за нарушения балансировки валов и неравномерного их
вращения.
Замена смазки в шлицевом соединении
карданного вала привода переднего ведущего моста. Для замены
смазки необходимо:
отсоединить один конец карданного вала (со стороны скользящей вилки) и
снять скользящую вилку;
отвернуть обойму с уплотнением скользящей вилки; промыть скользящую
вилку и шлицсвый конец карданного вала в дизельном топливе или керосине;
заполнить внутреннюю полость шлицевого конца и смазать поверхности
шлицев графитной смазкой УСсА или смазкой Литол-24;
отвернуть пробку на скользящей вилке (для выхода воздуха и лишней
смазки), надеть обойму с уплотнением и скользящую вилку на шлицевый
конец вала, навернуть обойму на вилку до упора в уплотнение и завернуть
пробку;
подсоединить и закрепить карданный вал (момент затяжки гаек фланцевого
соединения 4... 5 кгс-м).
После установки карданного вала на автомобиле необходимо дополнительно
завернуть обойму уплотнения на 1/2... 3/4 оборота. Слишком большое
поджатие уплотнения может привести в дальнейшем к быстрому его
разрушению.
Проверка крепления фланцев карданной передачи. Для
проверки крепления фланцев на шлицевых концах выходных валов коробки
передач, раздаточной коробки, промежуточной опоры и главных передач
ведущих мостов необходимо:
установить автомобиль на смотровой яме или эстакаде и подложить упоры
под колеса;
отпустить стояночный тормоз, установить рычаги
коробки передач и раздаточной коробки в нейтральное положение, выключить
передний ведущий мост и разблокировать межосевой дифференциал;
усилиями обеих рук покачивать фланец в продольном и поперечном
направлениях. При наличии ощутимого люфта следует подтянуть гайки
крепления фланцев, для чего отсоединить соответствующий конец карданного
вала, расніплинтовать гайку крепления фланца и затянуть ее до отказа,
затем вновь зашплинтовать. Отпускать гайку для совмещения прорези с
отверстием в вале не допускается.
При монтаже фланцев тарельчатые пружины устанавливать выпуклой стороной
к гайке.