Проверка и регулировка главных передач ведущих мостов автомобилей КрАЗ-255Б и КрАЗ-255В

  Главная      Автомобили - КрАЗ     КрАЗ-255Б и КрАЗ-255В техническое описание и инструкция по эксплуатации (ТО) (Заболотский Г.К.) - 1980 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

 

 

Проверка и регулировка главных передач ведущих мостов автомобилей КрАЗ-255Б и КрАЗ-255В

В главной передаче регулируются подшипники ведущей конической и ведущей цилиндрической шестерен и зацепление конической пары.

Признаком необходимости регулировки является осевой зазор в подшипниках или большой боковой зазор в зацеплении конической пары, что сопровождается повышенным шумом при работе главной передачи. Зазор определяется индикатором по осевому перемещению вала ведущей конической шестерни (при отсоединенном карданном вале и затянутой до отказа гайке крепления фланца). Индикатор необходимо устанавливать так, чтобы головка его касалась торца вала шестерни. Усилиями рук перемещать фланец на себя, одновременно наблюдая за показаниями стрелки индикатора. При осевом перемещении вала свыше 0,1 мм требуется регулировка подшипников, которая производится при снятом редукторе главной передачи.

При отсутствии индикатора осевой зазор в подшипниках вала ведущей конической шестерни устанавливается по ощутимому люфту в них при покачивании вала руками вдоль его оси и в плоскости, перпендикулярной ей. Если ощущается перемещение, подшипники вала подлежат регулировке.

Регулировку подшипников следует начинать с установления предварительного натяга в конических подшипниках. Порядок регулировки:

отвернуть гайки крепления корпуса 7 (рис. 17) подшипников, вынуть корпус в сборе с ведущей конической шестерней 4 и закрепить его в тисках;

замерить по индикатору величину осевого перемещения вала ведущей конической шестерни;

расшплинтовать и отвернуть гайку фланца 9, отвернуть болты крепления крышки 20 корпуса подшипников и снять фланец 9 вместе с крышкой 20 и сальником 8, внутреннее кольцо переднего подшипника и регулировочную шайбу 22

замерить толщину регулировочной шайбы 22 и прошлифовать ее на величину осевого перемещения ведущей конической шестерни
4, замеренного по индикатору, плюс 0,05... 0,08 мм предварительного натяга;

установить па место все снятые детали и затянуть гайку крепления фланца 9 до отказа (момент затяжки 40 ...60 кгс-м); при затягивании гайки необходимо проворачивать шестерню 4 для правильного размещения роликов в обоймах подшипников;

проверить степень предварительного натяга подшипников по величине момента, необходимого для проворачивания вала ведущей конической шестерни 4. Величину момента можно определить пружинным динамометром (рис. 19), для чего, захватив крючком за отверстие фланца, сделать не менее пяти непрерывных поворотов в одну сторону. При правильной регулировке величина момента проворачивания подшипников ведущей конической шестерни должна находиться в пределах 0,25 .....0,45 кгс «м.

 

 

Подшипники вала ведущей цилиндрической шестерни регулируются при снятом дифференциале и выдвинутом корпусе подшипников вала ведущей конической шестерни так, чтобы зубья конических шестерен не находились в зацеплении. Необходимый натяг подшипников достигается изменением числа регулировочных прокладок 11 и 13 (рис. 17) под крышками 10 и 14. Для регулировки подшипников необходимо:

 

замерить по индикатору величину осевого перемещения вала ведущей цилиндрической шестерни;

отвернуть гайки крышек 10 и 14 подшипников и снять из-под обеих крышек часть регулировочных прокладок, общая толщина которых должна быть равна величине осевого перемещения вала, замеренного по индикатору, плюс 0,05... 0,08 мм предварительного натяга;

поставить на место крышки подшипников и затянуть их гайками моментом 8... 9 кгс• м; при затягивании гаек необходимо проворачивать вал за шестерню для правильного размещения роликов в обоймах подшипников;

проверить регулировку подшипников. Величина момента ( Величину момента можно замерить таким способом: намотать на малую цилиндрическую шестерню шпур и, подсоединив свободный копен его к динамометру, тянуть на себя. При этом показания динамометра должны быть 3,6 ... 7,2 кгс • м.) , необходимого для проворачивания вала, должна быть 0,2 ... 0,4 кгс • м.

Регулировка зацепления конических шестерен заключается в установлении необходимого бокового зазора и контакта и производится после регулировки подшипников. Контакт зацепления проверяется на краску. Порядок проверки и регулировки зацепления:

насухо протереть зубья конических шестерен; нанести на поверхность трех-четырех зубьев ведущей шестерни тонкий слой краски (белил, красного сурика, синьки);

поставить корпус 7 подшипников с ведущей конической шестерней в картер 3 главной передачи и закрепить его гайками, при этом покрытые краской зубья не должны войти в зацепление;

притормаживая рукой ведомую шестерню, провернуть за фланец ведущую шестерню в обе стороны;

по отпечаткам (пятнам контакта), полученным на зубьях ведомой шестерни, установить, руководствуясь табл. 1, необходимость регулировки и характер зацепления. Пятно контакта на ведущей стороне зуба должно соответствовать изображенному на рисунке (табл. 1). По высоте пятно контакта должно иметь площадь не менее 50% высоты зуба. Выход пятна контакта на вершину зуба ведущей конической шестерни не допускается, за исключением отдельных рисок. На неведущей стороне зуба пятно контакта может иметь отклонение по длине и высоте в пределах ±20% по сравнению с ведущей стороной.

Контакт зацепления цилиндрической пары проверяется также на краску. Зона распределения пятна контакта должна занимать по высоте не менее 35%, а по длине—не менее 45% рабочей длины (за вычетом разрыва).

Зацепление шестерен регулируют изменением количества регулировочных прокладок 6 под фланцем корпуса подшипников ведущей конической шестерни и перестановкой регулировочных прокладок 11 и 13, находящихся под крышками 10 и 14 с левой стороны на правую или наоборот, не изменяя их общей толщины во избежание нарушения регулировки преднатяга подшипников.

При регулировке зацепления по пятну контакта обязательно сохранить необходимый боковой зазор между зубьями шестерен. Величина зазора, замеренная щупом или индикатором у широкого торца зуба и не менее чем для четырех зубьев, расположенных примерно на равных углах по окружности, должна быть 0,24...

0,52 мм. Этот зазор при износе шестерен увеличивается.

Уменьшать боковой зазор за счет смещения пятна контакта от рекомендуемого положения не допускается, так как это приводит к нарушению правильности зацепления шестерен и быстрому их износу, а некоторое увеличение зазора (при правильно отрегулированном зацеплений по пятну контакта) не вызывает увеличения шума шестерен и повышенного их износа.

Качество регулировки конических подшипников и зацепления шестерен контролируют на слух (во время движения автомобиля) и по нагреву картера главной передачи, определяемому на ощупь. В случае наличия шума при работе шестерен или сильного нагрева картера главной передачи проверить регулировку.

 

 

Таблица 1
Регулировка зацепления конических шестерен главной передачи

 

 

Примечание. При проворачивании ведущей шестерни ведомую шестерню следует притормаживать рукой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..