Насос рулевого усилителя предназначен для
нагнетания рабочей жидкости в рулевой усилитель и обеспечения ее
циркуляции в гидравлической системе рулевого управления.
Насос усилителя крепится к крышке распределительных
шестерен с левой стороны двигателя, а масляный бачок — на левом крыле.
Насос и бачок соединены между собой питающим шлангом. Насос (рис. 45) —
лопастного типа, двойного действия, то есть за один оборот вала насоса
совершается два полных цикла всасывания и нагнетания.
В корпусе 3 насоса (в шариковом 19 и игольчатом 17 подшипниках)
установлен вал 18, на наружном конце которого закреплен приводной шкив
1. На шлицах внутреннего конца вала установлен ротор 4, в радиальные
пазы которого вставлены лопасти 5 (10 шт.). Ротор с лопастями находится
внутри статора 16.
Статор с распределительным диском 15 и крышкой 9 крепится к корпусу
насоса стяжными болтами. Правильное положение статора с
распределительным диском относительно корпуса насоса обеспечивается
двумя установочными штифтами. При этом направление стрелки на статоре
должно совпадать с направлением вращения вала насоса (если смотреть со
стороны шкива).
Статор, ротор и лопасти подобраны на заводе по размерным группам,
поэтому нельзя нарушать их комплектность при разборке насоса.
В крышке 9 насоса расположены два клапана: перепускной и
предохранительный. Перепускной клапан 14 ограничивает производительность
насоса при повышении частоты вращения коленчатого вала двигателя.
Предохранительный клапан 13, помещенный внутри перепускного клапана,
ограничивает давление масла, когда оно достигает 7 МПа (70 кгс/см2).
Сверху насос закрыт коллектором 8, к трубке которого подсоединяется
гибкий шланг от бачка.
При вращении вала насоса лопасти под действием центробежной силы и
давления масла постоянно прижимаются к внутренней поверхности статора,
перемещаясь в пазах ротора. Лопасти захватывают масло и подают его в
нагнетательную полость через отверстия в распределительном диске 15.
Натяжение ремня привода насоса усилителя регулируется специальным винтом
11. Для натяжения ремня винт вращать по часовой стрелке. Правильно
натянутый ремень при нажатии на середину ветви с усилием 40 Н (4 кгс)
должен иметь прогиб 10—15 мм.
Бачок 6 (см. рис. 41) служит резервуаром для рабочей жидкости,
необходимой для обеспечения нормального температурного режима работы
рулевого усилителя.
Бачок имеет заливную горловину с сетчатым фильтром и горловину для
возврата масла из системы.
Сбиваемое в бачок масло фильтруется. Для этого в пробку сливной
горловины ввернут угольник с трубкой, на внутреннем конце которой
расположен сетчатый фильтр с тарельчатым перепускным клапаном. При
значительном засорении фильтра давление на сливе возрастает, клапан
открывается и пропускает масло непосредственно в бачок, минуя фильтр.
Для обеспечения более качественной очистки масла от примесей в
обкаточный период фильтр сливной магистрали дополнительно снабжен
батистовой тканью, закрепленной двумя пружинами. После обкатки
автомобиля фильтрующая ткань с пружинами удаляется и в дальнейшем не
устанавливается.