Рулевой механизм (рис. 42) преобразует
поворот рулевого колеса в угловое перемещение рулевой сошки.
рис. 42 Рулевой механизм
Винт и гайка-рейка в рулевом механизме подобраны из
деталей одной размерной группы. Полукруглые резьбовые канавки на винте и
гайке-рейке образуют спиральный канал, заполняемый при сборке 102
шариками высокой точности. Шарики, входящие в комплект винта в сборе,
отличаются между собой по диаметру не более чем на 0,002 мм. Нарушать
комплектность этих деталей не разрешается. Высокая точность изготовления
деталей и подбор их при сборке обеспечивают легкое и плавное вращение
винта в гайке-рейке .
Для получения двух непрерывных потоков качения шариков при вращении
винта и для предотвращения выпадания шариков в отверстия гайки-рейки
вставлены направляющие, состоящие из двух штампованных половинок,
которые образуют замкнутую систему для качения шариков. Направляющие
закреплены на гайке-рейке прижимом и винтами.
Шестерня (зубчатый сектор) 7 выполнена за одно целое с валом,
установленным в двух металлокерамических втулках 5. Шестерня (сектор)
имеет пять зубьев, средний зуб шестерни (сектора) входит в среднюю
впадину гайки-рейки 14. На торце шлицевого конца вала нанесена метка для
правильной установки сошки; метки на сошке и конце вала при сборке
должны быть совмещены. Метка на шестерне (секторе) указывает середину
центрального зуба и направлена перпендикулярно оси винта рулевого
механизма.
Винт 12 рулевого механизма установлен в двух радиально-упорных
сферических подшипниках с предварительным натягом (без осевого люфта).
На конце винта имеются прямоугольные шлицы, при помощи которых он
соединяется с входным валом 23 и промежуточной втулкой 15 привода
золотника распределителя. Входной вал и промежуточная втулка соединяются
между собой левой спиральной нарезкой.
Золотник 28 установлен на промежуточной втулке 15 в двух упорных
подшипниках 17.
Шлицевое соединение винта 12 и входного вала 23 выполнено таким образом,
что допускает проворот на небольшой угол сопрягаемых деталей в обе
стороны от нейтрального положения для обеспечения включения золотника.
Центрирование золотника в нейтральном положении осуществляется торсионом
22, установленным внутри винта и входного вала 23 рулевого механизма.
«Чувство дороги» создается посредством реактивных плунжеров 29, которые
дополнительно центрируют золотник в нейтральном положении.
В корпусе 18 распределителя имеется перепускной клапан 19, соединяющий
при неработающем насосе полости силового цилиндра с целью уменьшения
усилия, необходимого для поворота передних управляемых колес. Полости
распределителя, в которых находятся упорные подшипники 17, соединены с
полостью слива демпферными отверстиями малого диаметра.
Регулировка рулевого механизма может производиться в случае вынужденной
его разборки или ремонте. Для регулировки необходимо слить масло из
гидросистемы и сиять рулевой механизм. Вначале регулируется
предварительный натяг в подшипниках винта, а затем — зацепление шестерни
(сектора) с гайкой-рейкой.
Регулировку натяга сферических подшипников 9 (рис. 42) производить при
снятой шестерне и отсоединенном распределителе изменением количества
регулировочных прокладок 11, обеспечив при этом момент, необходимый для
проворачивания винта, в пределах 0,9—1,5 Н. м (0,09—0,15 кгс. м). Замер
крутящего момента производится при проворачивании винта рулевого
механизма динамометрическим ключом.
Регулировку зацепления шестерни 7 с гайкой-рейкой 14 производить
поворачиванием эксцентриковых вкладышей 4 на одинаковое число отверстий
(по часовой стрелке, если смотреть со стороны шлицев) с последующей
фиксацией вкладышей штифтами 3 передней 2 и задней 8 крышек. При этом
средний зуб шестерни должен входить в среднюю впадину гайки-рейки.
Полный угол поворота шестерни должен быть не менее 80° (по 40° от
геометрической середины сектора в обе стороны).
После регулировки зацепления, момент, необходимый для проворачивания
винта 12, должен быть в пределах 2,4—3,5 Н. м (0,24—0,35 кгс. м) в
среднем положении и уменьшаться к концам. При этом люфт винта (при
закрепленной шестерне на геометрической середине) не должен превышать' Г
30'.
Замер момента производить динамометрическим ключом.
Упорные подшипники 17 распределителя должны быть затянуты гайкой 16 так,
чтобы момент вращения промежуточной втулки 15 в подшипниках был в
пределах 0,02—0,04 Н • м (0,002—0,004 кгс • м). После регулировки
зафиксировать положение гайки 16 отгибкой буртика в паз втулки.
После установки распределителя на рулевой механизм зафиксировать верхний
конец торсиона 22 в валу 23 распределителя при нейтральном положении
золотника 28. Установку золотника в нейтральное положение произвести
гидравлическим давлением, после чего вал с торсионом заштифтовать.
У полностью собранного рулевого механизма момент, необходимый для
проворачивания винта, должен быть не более 2,7—4,1 Н • м (0,27—0,41 кгс
• м).
При дальнейшем вращении винта из среднего положения в обе стороны момент
должен уменьшаться.
Регулировку натяга шарикоподшипников 26 входного вала 23 производить
регулировочными прокладками 25. Момент, необходимый для вращения
входного вала, должен быть 0,6 Н • м (0,06 кгс • м). При этом
допускается осевой люфт вала, находящегося под нагрузкой 150—200 Н
(15—20 кгс), не более 0,05 мм.