Болты и гайки всех колес имеют правую резьбу. При
затяжке гаек крепления колес необходимо вначале затянуть верхнюю гайку,
а затем диаметрально противоположную ей. Остальные гайки нужно
затягивать также попарно (крест-накрест). Рекомендуется затяжку гаек
производить в несколько приемов, стараясь не перекосить колесо.
Шины 4 представляют собой двенадцатислойные пневматические баллоны
низкого давления с направленным рисунком протектора повышенной
проходимости. Номинальное давление в шинах 0,38—0,40 МПа (3,8—4 кгс/см2)
регулируется до 0,1 МПа (1,0 кгс/см2) в зависимости от дорожных условий.
Монтаж и демонтаж шин должен выполняться в
шиномонтажном отделении 'С применением специального оборудования,
приспособлений и инструмента.
Монтажу подлежат только исправные, чистые, сухие, соответствующие по
размерам и типам шины, камеры, ободные ленты, ободья и их элементы.
Шины, камеры и ободные ленты, хранившиеся при температуре ниже нуля,
перед монтажом должны быть выдержаны в нормальных условиях при комнатной
температуре в течение 3—4 ч.
Шины перед монтажом подвергаются осмотру снаружи и внутри, при
обнаружении производственных или эксплуатационных дефектов шины не
разрешается применять для монтажа.
Новые шины должны быть укомплектованы новыми камерами и ободными
лентами.
Ободья и их элементы не допускаются к монтажу при обнаружении на них
деформации, трещин и острых кромок и заусенцев, ржавчины в местах
контакта с шиной. Поверхность ободьев, обращенная к шине, должна быть
очищена от ржавчины и покрыта лаком для металла.
При проведении монтажно-демонтажных работ необходимо соблюдать следующие
правила по технике безопасности:
шиномонтажники и водительский состав должны пройти инструктаж по
монтажно - демонтажным работам;
перед монтажом необходимо проверить комплектность шины и обода;
производить сборку обода с шиной только установленного размера для
данной марки автомобиля;
перед демонтажом необходимо полностью выпустить из шины воздух;
накачивание шины в сборе с ободом в шиномонтажном отделении производится
в специальном металлическое ограждении, способном защитить обслуживающий
персонал от ударов съемными деталями обода при самопроизвольном
демонтаже;
монтажно-демонтажные работы в пути выполняются инструментом, имеющимся в
наборе у водителя для проведения вышеуказанных работ.
В целях предохранения камеры при выполнении этих работ необходимо
принять меры, исключающие возможность попадания песка и грязи внутрь
шины.
Для обеспечения безопасности работ при накачивании шины после монтажа в
дорожных условиях необходимо колесо замочной частью направить в сторону
от водителя и находящихся вблизи людей;
при индивидуальном накачивании шины необходимо пользоваться специальным
наконечником, соединяющим вентиль камеры (шины) со шлангом и
обеспечивающим прохождение воздуха через золотник;
в случае неплотной посадки бортов шины на полки обода после накачивания
воздуха необходимо выпустить воздух из шины, демонтировать ее и
устранить причину, вызвавшую неплотную посадку бортов шины, после чего
произвести заново монтаж шины на обод, накачку шины и проверку плотности
посадки бортов;
перед вывешиванием снимаемого колеса на домкрате необходимо затормозить
автомобиль, включить первую передачу в коробке передач и положить под
остальные колеса упоры для предотвращения скатывания автомобиля;
ослабить затяжку гаек крепления колеса, после этого вывесить колесо
домкратом, отвернуть гайки и снять колесо;
для предохранения золотников от загрязнения и повреждения псе вентили
индивидуальной подкачки должны быть снабжены металлическими пли
резиновыми колпачками.
Запрещается заменять золотники различного рода заглушками. Запрещается:
приступать к демонтажу шины, в которой давление воздуха выше давления
окружающего воздуха;
исправление полол<ения бортового и замочного колец, если шина находится
под давлением.
Монтаж шины на обод производится в такой последовательности: вложить
камеру в шину, предварительно пересыпав ее тальком, вставить ободную
ленту и слегка накачать камеру воздухом;
положить обод колеса (рис. 36) на пол пазом под
вентиль вверх и надеть бортовое кольцо 7;
надеть шину 4 на обод. При этом вентиль камеры должен выйти наружу через
паз обода и расположиться в центре отверстия защитного кожуха 6; надеть
бортовое кольцо 3;
вставить посадочное кольцо 2 так, чтобы фиксирующий выступ на посадочном
кольце находился в уширенной части вентильного паза;
вставить изогнутый конец монтажной лопатки в замочную канавку обода и
осадить посадочное кольцо вниз, освобождая тем самым замочную канавку
обода для посадки в нее замочного кольца;
установить замочное кольцо 1. Для этого один конец кольца вставить в
замочный паз обода и прямым концом монтажной лопатки, вставленной между
ободом и замочным кольцом, отжимать его на себя до полной установки.
Закрепить колесный кран 5 на защитном кожухе 6 обода. Для этого
необходимо:
вывести вентиль камеры из отверстия кожуха и надеть на него детали в
таком порядке: накидную гайку, конусную шайбу, уплотнительное кольцо,
гайку крепления крана и шайбу;
вставить колесный кран в отверстие кожуха и ввести конец вентиля в
полость крана;
надеть шайбу и навернуть гайку крепления крана к кожуху, не затягивая
ее;
навернуть накидную гайку крана, при этом уплотнительное кольцо и
конусная шайба должны войти внутрь гайки без перекосов и защемлений;
затянуть гайку крепления крана и накидную гайку. Чрезмерная затяжка
накидной гайки может привести к деформации вентиля;
закрыть колесный кран (если он был открыт), завернув запорную пробку
специальным ключом, и накачать шину до требуемого давления через вентиль
индивидуальной подкачки.
Для обеспечения безопасности работ при накачке шины в гаражных условиях
собранное колесо поместить в специальную решетку, а вне гаража при этой
операции — замочной частью направить в сторону от водителя и находящихся
вблизи людей.
Демонтаж шины производится следующим образом. Выпустить воздух из шины,
открыв колесный кран. Снять колесный кран 5. Вставить изогнутый конец
монтажной лопатки в выштампованный паз посадочного кольца и осадить борт
шины вместе с бортовым кольцом. Повторяя эту операцию на каждом пазу
последовательно по окружности колеса, полностью снять борт шины с
посадочной полки кольца.
Снять замочное кольцо 7, для чего необходимо:
вставить прямой конец монтажной лопатки в паз замочного кольца и отжать
посадочное кольцо вниз;
в зазор, образовавшийся между замочным и посадочным кольцами*, вставить
изогнутый конец второй монтажной лопатки, и, последовательно отжимая ее
по окружности колеса, осадить посадочное кольцо вниз;
прямым концом монтажной лопатки отжать замочное кольцо и вывеет# его из
паза, а изогнутым концом второй монтажной лопатки последовательно
выводить замочное кольцо из паза до окончательного его снятия.
Снять посадочное кольцо 2. Для этого вставить изогнутый конец монтажной
лопатки между бортовым кольцом и буртом посадочного кольца и отжимать
посадочное кольцо последовательно по окружности колеса до окончательного
его снятия.
Снять бортовое кольцо 3.
Перевернуть колесо и снять борт шины с посадочной полки.
Поставить колесо наклонно к стене, и, вставив изогнутый конец монтажной
лопатки между бортовым кольцом 7 и буртом обода 8, отжать обод по
окружности на некоторую величину. Взявшись обеими руками за обод,
полностью вынуть его, предварительно утопив вентиль в паз обода.
В случае прилипания (пригорания) ободной ленты к ободу необходимо
перевернуть колесо, вставить прямой конец монтажной лопатки между ободом
и ободной лентой и, перемещая его по окружности, полностью освободить
ободную ленту.