Разборка, ремонт и сборка топливного насоса
высокого давления двигателя ЯМЗ-238 - часть 4
Регулятор числа оборотов
Регулятор разбирают в следующей
последовательности.
Отвернуть винты крепления крышки 22 (см. рис. 72) смотрового люка
регулятора, отвернуть контргайку 24 регулировочного винта 23, снять
крышку смотрового люка вместе с буферной пружиной 18.
Вывернуть винты крепления крышки 26 регулятора, при помощи пинцета снять
с рычага 20 рейки пружину 6 и, отъединив пружинную планку тяги 9 от
рейки 4 топливного насоса, снять
крышку регулятора. Крышку регулятора следует
снимать осторожно, чтобы не растерять шарики, свободно установленные в
трапецеидальной канавке муфты 30 грузов.
Снять державку 3 со стаканом в сборе, ведущую шестерню 1 вместе с
фланцем и сухарями 31 и втулку 33 шестерни 1.
При необходимости разобрать крышку регулятора в следующей
последовательности.
Отвернуть винты-заглушки, болт и ось скобы 21 кулисы 28; вынуть кулису и
сиять скобу.
Снять пружину 12 регулятора, отъединив ее от рычага 10 пружины и
двуплечего рычага 13.
Разобрать кулису 28, для чего повернуть ось кулисы по часовой стрелке, а
в образовавшийся зазор между торцом фиксатора 5 (рис. 73) и вырезом оси
вставить плоскую оправку толщиной 1,5—2,0 мм и, развернув ось в
первоначальное положение, вынуть ее.
Ремонт регулятора в основном сводится к замене негодных деталей новыми,
последующей сборке, проверке и регулировке на стенде. Предельно
допустимые величины зазоров в основных сопряжениях регулятора приведены
в табл. 11.
Таблица 11
Предельно допустимые зазоры в основных сопряжениях
регулятора
Наименование
сопрягаемых деталей
Зазор в сопряжении,
мм
новых
изношенных
Крышка
регулятора—-диаметр отверстия, ось рычагов—диаметр оси
0,005—0,036
0,12
Рычаг
регулятора—диаметр отверстия, ось рычагов—диаметр оси
Ввертыш оси
кулисы—диаметр отверстия, ось пяты—-диаметр оси
0,035—0,115
0,20
Втулка груза
регулятора—диаметр отверстия, ось втулки груза—диаметр оси
0,035—0,075
0,18
Ролик груза
регулятора—диаметр отверстия, ось ролика груза—диаметр оси
0,023—0,060
0,15
Собирают регулятор в последовательности, обратной
его разборке. Перед сборкой все детали регулятора промыть в чистом
дизельном топливе и смазать дизельным маслом. При сборке обращают
внимание на следующее:
пружинная планка тяги 9 (см рис. 72) рейки 4 должна свободно
проворачиваться на своей оси;
винт 34 регулировки подачи топлива устанавливают так, чтобы выступание
его из рычага 19 регулятора (над бобышкой) было равно 14+0,3 мм;
рычаг 19 регулятора и двуплечий рычаг 13,
установленные в крышку, должны без заеданий качаться на оси 11 рычагов
относительно друг друга;
регулировочный винт 14 двуплечего рычага должен выступать в сторону
рычага регулятора на 1—1,5 мм;
пальцы и втулки в тяге 9 рейки и рычаге 20 рейки прочно закрепляют.
Качание и проворачивание не допускаются;
перед установкой кулисы 28 проверить работу фиксатора 5 (см. рис. 73).
При повороте оси кулисы до упора против часовой стрелки (со стороны
шлица) фиксатор должен резко возвращать ось в исходное положение. Скоба
кулисы должна возвращаться в крайнее верхнее положение под действием
возвратной пружины 3. При отведении скобы, даже на незначительный угол и
освобождении ее должен быть слышен четкий щелчок (удар кулисы о винт);
перед установкой 27 шариков диаметром 3 мм в муфту грузов проверяют
состояние трапецеидальной канавки. Забоины и заусенцы не допускаются.
При установке шариков канавку заполняют смазкой УН по ГОСТ 782 — 59;
винт 25 (см. рис. 72) ограничения хода кулисы вывертывают до начала
выступления над наружной плоскостью крышки 26 и завертывают на один
оборот;
болт 8 регулировки минимальных оборотов холостого хода ввернуть до
выступания его торца из бобышки на 5—6 мм, а болт 5 ограничения
максимальных оборотов на 7—8 мм и законтрить;
проверить легкость проворачивания ведущей шестерни 1 регулятора. При
затянутой гайке, до установки резиновых сухарей 31, шестерня должна
вращаться без заеданий и прихватываний. После установки резиновых
сухарей гайку крепления затягивают (момент затяжки 3—4 кГм).
Проверяют отсутствие люфта в демпфере. При легком проворачивании
шестерни 1 в разные стороны (при неподвижном кулачковом вале) должно
ощущаться упругое сопротивление в обоих направлениях;
при установке державки 3 грузов со стаканом в сборе проверяют легкость
вращения валика державки в подшипниках. Заедание и прихватывание ие
допускаются. Болты крепления стакана затягивают и тщательно контрят
шайбами;
при соединении тяги 9 рейки пружинная планка должна надежно
фиксироваться относительно пальца;
винт 23 вывертывают до упора головкой в крышку регулятора и контрят в
таком положении;
шарнирные соединения деталей крышки регулятора надежно шплинтуют; в
собранном регуляторе все детали должны перемещаться без заеданий. Рычаг
управления и скоба кулисы должны четко возвращаться в исходное положение
под действием пружины. Выдвинутая скобой кулисы до отказа рейка должна
плавно без заеданий возвращаться в положение максимальной подачи.
После полной разборки и сборки регулятора, а также при замене основных
узлов (корпуса, крышки, державки грузов, шестерни) рекомендуется
регулятор вместе с топливным насосом высокого давления приработать,
проверить и отрегулировать (см. «Приработка топливного насоса высокого
давления» и «Проверка и регулировка топливного насоса высокого
давления»).