Ремонт деталей системы охлаждения двигателя
ЯМЗ-238 автомобилей КрАЗ-256, КрАЗ-256Б, КрАЗ-257, КрАЗ-258
Привод вентилятора. Основными неисправностями привода вентилятора
являются: люфт в подшипниках, износ шестерни привода вентилятора, отказ
в работе упругой муфты, износ сальника привода, выработка гнезд в
корпусе привода под подшипники вала.
Снятый с двигателя привод вентилятора разбирают в следующей
последовательности.
Отвернуть гайки 16 крепления упругой муфты (4, 5 и 6) и шестерни 18
привода, снять упругую муфту, шкив 7 привода компрессора и генератора и
шестерню привода. Извлечь сегментную шпонку 24 шкива.
Отвернуть болты 19 крепления упорного фланца 21 заднего подшипника 22 и
снять фланец. Легкими ударами молотка через медную или латунную
выколотку по торцу вала 23 привода со стороны шпоночного паза
выпрессовать вал в сборе с подшипниками.
При необходимости, спрессовать с вала подшипники 10 и 22, втулку 9
сальника и выпрессовать из корпуса сальник 8 привода.
Шестерню привода вентилятора заменяют при наличии сколов, раковистой
сыпи на рабочей поверхности зубьев и боковом зазоре в зацеплении более
0,4 мм.
Корпус привода подлежит замене при выработке гнезда
под задний подшипник свыше диаметра 62,04 мм и под передний подшипник
52,04 мм.
Вал привода заменяют, если:
имеется выработка под внутренними обоймами подшипников и суммарный зазор
в сопряжении диаметр шейки — отверстие внутренней обоймы подшипника
более 0,005 мм
шкив привода компрессора и генератора, установленный на валу, имеет даже
незначительный люфт при незакрепленной гайке упругой муфты.
Упругую муфту заменяют, если она имеет разрушение резинового элемента.
Привод вентилятора собирают в последовательности, обратной разборке, с
соблюдением следующих условий.
Сальник привода вентилятора запрессовывать при
помощи оправки и перед запрессовкой смазывать дизельным маслом.
Гайки крепления шестерни привода вентилятора и упругой муфты затягивать
до плотного соединения деталей, установленных на вал, и стопорить
шайбами.
Рис. 52. Вентилятор и ого привод:
1 и 19— болты; 2 и 12 — пружинные шайбы; 3 — крыльчатка; 4 — ступица
упругой муфты; 5 — упругая муфта; 6 — диск упругой муфты; 7—шкив;
8—сальник привода; 9— втулка сальника; 10 и 22 — шариковые подшипники;
11 и 16 — гайки; 13 — корпус привода; 21 — упорный фланец заднего
подшипника; 23—вал привода; 24 — шпонка