Устройство и
работа приборов привода тормозов рабочей тормозной системы
автомобилей КамАЗ-5320 и Урал-4320
Двухсекционный тормозной кран тормозной
системы автомобилей КамАЗ-5320 и Урал-4320
Двухсекционный тормозной кран предназначен
для управления исполнительными механизмами тормозов рабочей
тормозной системы автомобиля и комбинированным приводом тормозов
прицепа при наличии раздельного привода к тормозам передних и
задних колес.
Основными элементами крана (рис. 7.7) являются: ускорительный
поршень 1, верхний 2 и нижний 11 клапаны, большой 3 и малый 9
следящие ступенчатые поршни, упругий элемент 4, рычаг 5,
толкатель 6, упорный болт 7, пружины 8ч 10 ступенчатых поршней,
толкатель малого поршня 12. Выводы I и II крана через
промежуточные аппараты соединены с тормозными камерами
соответственно передних и задних колес; выводы III и IV — с
воздушными баллонами двух раздельных контуров привода рабочей
тормозной системы. В исходном положении (тормозная педаль
отпущена) клапаны
2 и 11 (рис. 7.7, 6) под действием своих пружин закрыты, вывод I
разобщен с выводом IV и вывод II— с выводом III; выводы I и II
сообщены с атмосферой через окно 13.
При нажатии на тормозную педаль (рис. 7.7, б) усилие через
систему тяг и рычагов привода передается на рычаг тормозного
крана и далее через толкатель 6 и упругий элемент 4 следящему
поршню 3. Перемещаясь вниз, поршень 3
сжимает пружину в закрывает выпускное окно при касании клапана 2
и разобщает вы вод II с атмосферой, а затем отрывает клапан 2 от
седла. Сжатый воздух, подводимый к выводу III, через открытый
клапан 2 поступает к выводу II и далее в тормозные камеры задних
колес до та пор, пока сила нажатия на рычаг 5 не будет
уравновешена давлении
сжатого воздуха и пружины 8 на поршень 3
(осуществляется следящее действие в верхней секции тормозного
крана).
Одновременно с повышением давления в выводе
II сжатый воздух через канал «а» в корпусе крана проходит в
полость А над ускорительным поршнем 1 второй секции тормозного
крана. Имея большую площадь, поршень 1 перемещается вниз и при
небольшом давлении в надпоршневом пространстве воздействует на
ступенчатый поршень 9 второй секции Тормозного крана.
Перемещаясь вниз, поршень 9 сжимает пружину 10, закрывает
выпускное окно при касании клапана 11 и разобщает вывод I с
атмосферой, а затем отрывает клапан 11 от седла. Сжатый воздух,
подводимый к выводу IV, через открытый клапан 11 поступает к
выводу I и далее в тормозные камеры передних колес. С повышением
давления в выводе I возрастает давление в полости под поршнями 1
и 9, уравновешивающее усилие, действующее на поршень 9 сверху.
Вследствие этого в выводе I также устанавливается давление,
соответствующее усилию на рычаге тормозного крана, т. е.
следящее действие осуществляется и в нижней секции тормозного
крана.
При отказе в работе верхней секции тормозного крана (отсутствует
давление в выводе II) нижняя секция управляется механически
через упорный болт 7 (рис. 7.7, г) и толкатель 12, полностью
сохраняя свою работоспособность. При этом следящее действие
осуществляется уравновешиванием усилия, приложенного к рычагу 5
сверху, давлением воздуха и пружины 10 на малый ступенчатый
поршень 9 снизу. Выход из строя нижней секции крана (отсутствует
давление в выводе I) на работу верхней секции не влияет.
При снятии усилия с тормозной педали рычаг 5 тормозного крана
под действием упругого элемента 4 возвращается в исходное
положение. Ступенчатый поршень 3 усилием сжатой пружины 8
перемещается вверх, клапан 2 садится в седло и доступ воздуха
из воздушного баллона к выводу II
прекращается. При дальнейшем перемещении поршня 3 вверх
открывается выпускное окно и сообщает вывод II с атмосферой
через окно 13. Давление в выводе II, а следовательно, и в
полости А надпоршневого пространства ускорительного поршня 1
падает, поршни 1 и 9 под действием пружины 10 перемещаются
вверх, клапан 11 садится в седло и доступ воздуха из воздушного
баллона к выводу I прекращается. При дальнейшем перемещении
поршней 1 и 9 вверх открывается выпускное окно и сообщает вывод
I с атмосферой через окно 13.
|