Устройство и
работа приборов привода тормозов рабочей тормозной системы
автомобилей КамАЗ-5320 и Урал-4320
Автоматический регулятор тормозных сил автомобилей КамАЗ-5320 и Урал-4320
Автоматический регулятор тормозных сил
предназначен для автоматического изменения давления воздуха в
тормозных камерах
задней тележки в зависимости от значения
действующей на нее при торможении осевой нагрузки. Этим достигается
регулирование тормозных сил на колесах задней тележки и устойчивое
движение автомобиля при торможении» так как максимально используются
силы тяги по сцеплению в контакте шин с опорной поверхностью в
зависимости от изменения осевой нагрузки на них.
Он устанавливается на раме автомобиля (рис. 7.10). Его рычаг 3 тягой
4 через упругий элемент 5 и штангу 6 соединен с балками мостов 8 и 9
задней, тележки так, что перекосы их во время торможения на неровных
дорогах и скручивание от действия тормозного момента не отражаются
на процессе регулирования тормозных сил. Упругий элемент защищает
регулятор от повреждений при вертикальных перемещениях мостов задней
тележки, а также поглощает толчки и уменьшает вибрацию, когда они
превышают допустимые пределы.
Регулятор (рис.7.11) состоит из клапана 1, толкателя 4 клапана с
приводом (вал с шаровой пятой 7), поршня 2 с наклонными ребрами 3,
диафрагмы 6, соединенной с поршнем 2 и зажатой в разъеме верхнего и
нижнего корпусов, поршня 8, направляющей 9 толкателя 4 клапана,
вставки 10 с наклонными ребрами 11 и соединительной трубки 12.
Наклонные ребра 8 поршня входят в пространство между наклонными
ребрами 11 вставки. Ребра поршня и вставки имеют противоположный
наклон к оси поршня. По соединительной трубке 12 сжатый воздух
поступает под поршень 8, который обеспечивает постоянный и мягкий
контакт пяты 7 с толкателем 4. Вывод
I регулятора соединен с верхней секцией тормозного крана, вывод II —
с тормозными камерами привода тормозов задних колес, вывод III — с
атмосферой.
В исходном положении (без торможения, рис.
7.11, б) клапан
1 своей пружиной прижат к седлу в поршне 2. Вывод I разобщен с
выводом II и сообщен с атмосферой через верхнюю секцию тормозного
крана, а тормозные камеры задних колес через вывод II, полый
толкатель 4 и вывод III соединены с атмосферой.
При торможении (рис. 7.11, в) сжатый воздух, подводимый из нижней
секции тормозного крана к выводу I регулятора, перемещает поршень 2
вниз. При этом клапан I прижимается к выпускному седлу толкателя 4 н
вывод II разобщается с атмосферным выводом III. Дальнейшее
перемещение поршня 2 приводит к отрыву клапана I от седла в Поршне
2. Сжатый воздух из вывода I поступает в вывод II и далее к
тормозным камерам задних колес, а также через кольцевой зазор между
поршнем 2 и направляющей 9 в полость под диафрагму 6. Последняя
начинает давить на поршень 2 снизу. В момент достижения в тормозных
камерах, а следовательно, и в выводе II давления, отношение которого
к давлению в выводе I соответствует отношению активных площадей
верхней и нижней сторон поршня 2, последний поднимается вверх до
момента посадки клапана I на седло поршня 2. Поступление сжатого
воздуха из вывода I к выводу II прекращается, т. е. осуществляется
следящее действие регулятора.
Активная площадь верхней стороны поршня, на которую давит сжатый
воздух, подведенный из верхней секции тормозного крана к выводу I,
остается постоянной; активная площадь нижней стороны поршня, на
которую через диафрагму 6 давит сжатый воздух,
поступающий в тормозные камеры задних колес (в вывод II), является
переменной вследствие изменения взаимного расположения наклонных
ребер 3 движущегося поршня 2 и наклонных ребер 11 неподвижной
вставки 10. Взаимное расположение поршня и вставки зависит от
положения рычага 5 и связанного с ним через пяту 7 толкателя
При минимальной осевой нагрузке (автомобиль разгружен, рис. 7.11, г)
расстояние между мостами и регулятором наибольшее и рычаг 5 с
толкателем 4 находятся в крайнем нижнем положении. Для обеспечения
подвода сжатого воздуха к выводу II поршень 2 должен максимально
переместиться вниз. С перемещением поршня вниз его ребра 3
опускаются ниже ребер 11 вставки и диафрагма 6 накладывается на
наклонные ребра поршня. Активная площадь диафрагмы 6, воздействующая
на поршень 2 снизу, становится максимальной. В этом случае,
отношение активных площадей верхней и нижней сторон поршня 2, а
следовательно, и разность давлений в выводах I и II становятся
наибольшими. Иными словами, для уравновешивания усилий, действующих
на поршень 2 сверху и снизу, когда клапан 1 садится в седло поршня 2
и поступление сжатого воздуха из вывода I к выводу II прекращается,
давление в выводе II (в тормозных камерах) необходимо иметь
значительно меньшее, чем в выводе I. Так при полностью разгруженном
автомобиле давление в выводе II в 3 раза меньше давления в выводе I.
При полной осевой нагрузке (рис. 7.11, б) расстояние между мостами и
регулятором наименьшее и рычаг 5 с толкателем 4 находятся в крайне
верхнем положении. Подвод сжатого воздуха к выводу II объясняется
незначительным перемещением поршня 2 вниз без выхода ребер 3 поршня
ниже ребер проставки. При этом диафрагма 6, находящаяся под
давлением сжатого воздуха, опирается только на ребра вставки и
усилие от нее на поршень 2 не передается. Активные площади верхней и
нижней сторон поршня в этом случае равны. Следовательно, давление в
выводах I и II для уравновешивания усилий, действующих на поршень 2
сверху и снизу» должны быть равны. Промежуточные положения рычага 5
(рис. 7.11, е) характеризуются изменением активной площади диафрагмы
б, так как при движении поршня 2 вниз его наклонные ребра 3
выступают ниже наклонных ребер II вставки. Причем угол наклона ребер
подобран так, что зависимость давления в тормозных камерах от
активной площади диафрагмы близка к линейной при разных положениях
рычага.
Таким образом, регулятор тормозных сил автоматически поддерживает в
выводе 11 и связанных с ним тормозных камерах давление сжатого
воздуха, которое обеспечивает тормозное усилие, увеличивающееся
пропорционально увеличению осевой нагрузке*
При растормаживании давление в выводе I уменьшается. Поршень 2 под
давлением сжатого воздуха через диафрагму 6 снизу перемещается вверх
и клапан I садится на седло поршня 2, закрывая впускное отверстие.
При дальнейшем движении поршня 2 клапан 1 отходит от седла толкателя
4, и сжатый воздух из тормозных камер через вывод II, полый
толкатель 4 и вывод III выходит в атмосферу.
|