5.4. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ГОРНЫХ
ТУРИСТОВ
Все учебные занятия в горах должны проводиться по хорошо разработанной
методике и четко поставленной работе по обеспечению мер безопасности. В
практике же далеко не единичны случаи травмирования участников не только
во время походов, но и во время учебных занятий. Причины —
невнимательность, недисциплинированность, а порой и халатное отношение
инструкторов и руководителей учебных мероприятий. Бывают случаи, когда
учебное мероприятие или поход проводит инструктор, сам не владеющий в
достаточной мере техникой и тактикой горного туризма. Это результат
того, что обучение туристов и общественных кадров для туризма
обычно проводят инструктора или более опытные туристы, подготовленные в
разных местах по разным программам. Поэтому так необходима общая
методика для школ инструкторов горного туризма.
Школы должны принимать туристов, получивших определенную подготовку.
Особого внимания, прежде всего, требуют инструктора и руководители
походов, т. к. именно от них во многом зависит повышение безопасности на
туристских тропах.
Зачастую считается, что после теоретических и некоторых практических
занятий на пологих склонах и малых высотах достаточно лишь провести
учебный поход, во время которого участники получают достаточную
техническую и тактическую подготовку. Но, как показывает практика, в
группе обычно активно работают один-два человека, а остальные участники
просто переходят с одного перевала на другой, не получая должной
подготовки. Это и понятно. В походе нет времени учить, там главная цель
— пройти утвержденный маршрут и уложиться в контрольные сроки.
Практические занятия должны проводиться перед учебным походом на
полигонах в горах по специальной программе. Только после этого участники
могут идти в учебный поход, где в походных условиях закрепляют то, что
учили на полигонах под руководством опытных инструкторов.