4.6. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ГОРНОГО ПОХОДА

  Главная      Учебники - Туризм     Горный туризм. Снаряжение, техника, тактика (Я. Аркин) - 1981 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  ..

 

 

4.6. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ГОРНОГО ПОХОДА

 


Анализ несчастных случаев со спортивными группами показывает, что ЧП довольно часто происходят из-за тактической неграмотности руководителей походов.

Обучение тактике не должно быть формальным. Мало просто перенимать опыт товарищей и механически использовать его при принятии решений. Это лишает руководителя самостоятельности, создает чувство зависимости. Если руководитель не уверен в себе, он соглашается со всем, что ему предлагают — и с хорошим, и с плохим вариантом. Умение принять правильное решение приходит только тогда, когда человек анализирует обстоятельства, «проигрывает» различные варианты решений.

В настоящее время при подготовке руководителей походов не уделяют должного внимания вопросам тактики. А тактике, т. е. умению распознавать опасность, анализировать разные тактические схемы и варианты, надо учить.

Поэтому при работе различных школ и семинаров по подготовке руководителей путешествий надо уделять большее внимание развитию у слушателей правильного тактического мышления. Помочь этому могут различные тестовые задачи. Например: «Ситуация такая-то. Вы руководитель группы. Ваши действия?» Затем анализируются ответы.

Для выработки навыков принятия решений возможны и такие задания. Слушателям раздают фотографии общего вида перевала, снятых с нескольких точек, и предлагают дать свой вариант пути подъема, спуска с перевала, наметить возможные места ночлегов, определить технические средства и тактику преодоления перевала и т. д. Или другая задача: раздают топографические карты или схемы горного района и предлагают выбрать вариант пути из одного пункта в другой через два-три хребта. Затем проводится обсуждение и анализ предложенных решений.

Для обучения тактике можно использовать специальные учебные плакаты, диафильмы по горному туризму, диапозитивы для иллюстрации различных тактических положений, о которых рассказывают на лекциях.
 

 

 

Кроме лекционных занятий слушателям дают домашние задания по разработке маршрута и оформлению маршрутной документации. Здесь задание может быть сформулировано так: «Разработать маршрут такой-то категории сложности в таком-то горном районе, заполнить заявочную и маршрутную книжки, а затем защитить маршрут на МКК, составленной из инструкторов и стажеров семинара». Большую пользу может принести такая разработка маршрута для района, где планируется потом проведение учебного похода. В таком случае слушатели тщательно изучают этот район, что позволит им лучше понять логику и обоснование планируемого на учебном сборе маршрута.

Конечно, для глубокого усвоения тактической «премудрости» одних лекций недостаточно. И в учебных походах надо продолжать обучение тактике, комментируя решения руководителя при изменившихся условиях, выборе технических приемов, предугадывании аварийных ситуаций и предотвращении их. После возвращения из учебного похода необходимо организовать подробный разбор тактических решений на маршруте.

Походная тактика — это наука руководителя. Правильное тактическое решение может компенсировать тот и другой недостаток группы. Тактика походов постоянно развивается и совершенствуется, хотя общие принципы сохраняются на длительный период.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  ..