4.6. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
ГОРНОГО ПОХОДА
Анализ несчастных случаев со спортивными группами показывает, что ЧП
довольно часто происходят из-за тактической неграмотности руководителей
походов.
Обучение тактике не должно быть формальным. Мало просто перенимать опыт
товарищей и механически использовать его при принятии решений. Это
лишает руководителя самостоятельности, создает чувство зависимости. Если
руководитель не уверен в себе, он соглашается со всем, что ему
предлагают — и с хорошим, и с плохим вариантом. Умение принять
правильное решение приходит только тогда, когда человек анализирует
обстоятельства, «проигрывает» различные варианты решений.
В настоящее время при подготовке руководителей походов не уделяют
должного внимания вопросам тактики. А тактике, т. е. умению распознавать
опасность, анализировать разные тактические схемы и варианты, надо
учить.
Поэтому при работе различных школ и семинаров по подготовке
руководителей путешествий надо уделять большее внимание развитию у
слушателей правильного тактического мышления. Помочь этому могут
различные тестовые задачи. Например: «Ситуация такая-то. Вы руководитель
группы. Ваши действия?» Затем анализируются ответы.
Для выработки навыков принятия решений возможны и такие задания.
Слушателям раздают фотографии общего вида перевала, снятых с нескольких
точек, и предлагают дать свой вариант пути подъема, спуска с перевала,
наметить возможные места ночлегов, определить технические средства и
тактику преодоления перевала и т. д. Или другая задача: раздают
топографические карты или схемы горного района и предлагают выбрать
вариант пути из одного пункта в другой через два-три хребта. Затем
проводится обсуждение и анализ предложенных решений.
Для обучения тактике можно использовать специальные учебные плакаты,
диафильмы по горному туризму, диапозитивы для иллюстрации различных
тактических положений, о которых рассказывают на лекциях.
Кроме лекционных занятий слушателям дают домашние
задания по разработке маршрута и оформлению маршрутной документации.
Здесь задание может быть сформулировано так: «Разработать маршрут
такой-то категории сложности в таком-то горном районе, заполнить
заявочную и маршрутную книжки, а затем защитить маршрут на МКК,
составленной из инструкторов и стажеров семинара». Большую пользу может
принести такая разработка маршрута для района, где планируется потом
проведение учебного похода. В таком случае слушатели тщательно изучают
этот район, что позволит им лучше понять логику и обоснование
планируемого на учебном сборе маршрута.
Конечно, для глубокого усвоения тактической «премудрости» одних лекций
недостаточно. И в учебных походах надо продолжать обучение тактике,
комментируя решения руководителя при изменившихся условиях, выборе
технических приемов, предугадывании аварийных ситуаций и предотвращении
их. После возвращения из учебного похода необходимо организовать
подробный разбор тактических решений на маршруте.
Походная тактика — это наука руководителя. Правильное тактическое
решение может компенсировать тот и другой недостаток группы. Тактика
походов постоянно развивается и совершенствуется, хотя общие принципы
сохраняются на длительный период.