4.5. ТАКТИКА ПЕРЕДВИЖЕНИЯ СВЯЗОК В ГОРНОМ ПОХОДЕ

  Главная      Учебники - Туризм     Горный туризм. Снаряжение, техника, тактика (Я. Аркин) - 1981 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  ..

 

 

 

4.5. ТАКТИКА ПЕРЕДВИЖЕНИЯ СВЯЗОК В ГОРНОМ ПОХОДЕ

 



Эта часть тактики очень подробно описана в туристской литературе Н. Волковым в книге «Спортивные походы в горах». Из-за ограниченного объема книги приводим здесь в сжатой форме основные варианты передвижения передовых связок. Это движения двойки и тройки.

Надо помнить, что передвижение связками по четыре человека и более допустимо лишь при движении по закрытым ледникам.

При прохождении сложных участков передовая связка всегда выбирает и обрабатывает путь. Она выбивает ногами ступени в снегу, прощупывает проходы по снежным мостам, вырубает ступени во льду и площадки для страховки, забивает ледовые крючья, на скалах выбирает наилучший маршрут, очищает зацепки и забивает скальные крючья и т. д. Последующие связки продвигаются по подготовленному пути, лишь улучшая его, и используют готовые места для страховки.

Рассмотрим самый простой и наиболее распространенный вариант попеременного движения двойки.
 

 

 

 

 

Участник № 1 организует самостраховку и страховку. Затем участник № 2 (он является передовым) двигается на страховке вверх, выбирая и обрабатывая путь движения. Остановившись в удобном месте, он организует самостраховку и страховку. Участник № 1 снимает самостраховку и движется на страховке до участника № 2 по готовому пути, улучшая его, и продолжает идти вверх на страховке, где организует самостраховку и страховку товарища. После этого участник № 2 снимает самостраховку и по готовому пути движется на страховке до участника № 1 и т. д. (рис. 99а). Таким образом, активные действия каждого участника связки состоят из четырех этапов:

— снятие страховки;

— движение до партнера по готовому пути;

 

 

— движение дальше на длину веревки с обработкой пути;

— организация самостраховки и страховки.

Такое движение связки предполагает, что сила и техническая подготовка двух участников примерно равны. Если один из партнеров значительно слабее, можно использовать другой вариант движения передовой связки.

В этом варианте в качестве впереди идущего работает один из партнеров, а второй обеспечивает страховку и передвигается по готовому пути. Здесь появляется новый технический элемент — смена страхующего, но это отнимает меньше времени, чем повторная организация страховки (рис. 996).

Практически в походах очень часто используются комбинации из двух вышеуказанных вариантов, что зависит от конкретных обстоятельств и опыта участников передовой двойки.

Передвижения передовой тройки можно разделить на три основных варианта:

— в качестве передового все время работает один и тот же участник — средний или один из крайних. Тогда на одного участника (передового) падает слишком большая нагрузка;

— крайние участники связки по очереди проходят участки ведущими, а средний только осуществляет страховку;

— в качестве передовых работают по очереди все участники связки.

На рис. 100 приводятся возможные тактические построения передвижения передовой тройки.

При одновременном движении всей группы важно обеспечить скорость и безопасность. А скорость группы почти всегда определяется скоростью передовой связки. Естественно, что тактические возможности передовой и последующих связок не ограничиваются рассмотренными случаями. Есть, например, возможность закрепления веревок в промежуточных точках, что расширяет тактические варианты передвижения, или навешивание перил для последующих связок и т. п.

Спуск по крутому рельефу может осуществляться двумя разными способами:

1. отдельными связками с попеременной страховкой;

2. по закрепленной веревке.

 

 

 

Движение связок на спуске аналогично передвижению при подъеме, но надо иметь в виду, что замыкающий при этом должен быть очень опытным, так как он идет на нижней страховке.

Спуск по закрепленной веревке (по перилам) обеспечивает более эффективное продвижение всей группы, повышает безопасность спуска и поэтому применяется очень часто.

 

 

 

Рис. 100. Организация передвижения связки—тройки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  ..