Тактика горных подходов

  Главная      Учебники - Туризм     Горный туризм. Снаряжение, техника, тактика (Я. Аркин) - 1981 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  ..

 

 

4.4. ОРГАНИЗАЦИЯ ДВИЖЕНИЯ НА МАРШРУТЕ ГОРНОГО ПОХОДА

 

 

Тактика горных подходов

 

 

 Подходы к основному району путешествия хотя и технически несложные, но физически самые тяжелые этапы. Движение при этом обыкновенно проходит по долинам, по моренным валам и пологим закрытым ледникам. Основным препятствием на путях подхода являются горные реки, форсирование которых иногда опасно, поэтому надо выполнять все правила переправы через водные преграды.

Хотя движение на подходах простое, на разработку тактики этого этапа похода надо обращать большое внимание — рюкзак в первые дни очень тяжелый (до 35— 50 кг), участники еще не вжились в походный быт. Поэтому спешка на подходах может отрицательно сказаться на дальнейшем ходе путешествия.

Нагрузку в начале похода можно регулировать в первую очередь выбором схемы маршрута, о чем говорилось ранее. Кроме того по возможности нужно стараться создать базовый лагерь с помощью вертолета или нанять вьючных животных (ишаков, лошадей, верблюдов). При организации каравана надо учитывать грузоподъемность животных. На дороге или по хорошей тропе ишак может нести до 80 кг, лошадь — 100—160 кг, верблюд — 250— 300 кг, як (кутас) — 60—100 кг, мул — 70—110 кг. При прохождении перевала груз надо уменьшить в 1,5 раза.

За день караван в среднем проходит 20—30 км. При этом скорость лошади — 4—5 км/час, ишака — 3,5—
4 км/час, верблюда и яка — 2—3 км/час, мула — до
5 км/час.

Если каравану предстоит переходить через реки, при выборе вьючных животных надо учитывать глубину воды и скорость течения. Ишак может пройти через поток глубиной до 80 см, когда скорость воды достигает 1 м/сек; лошадь — через реку глубиной 80—100 см со скоростью воды до 2 м/сек; верблюд — через поток глубиной до 1,5 м со скоростью до 2,5 м/сек.

По разному животные ведут себя на высоте. Ишак,

 

лошадь и як способны подняться до высоты 5500 м, пройти ледники и снежные поля. Но ишак плохо ходит по большим снежникам и ледникам, с большим трудом переходит через бурные реки, плохо переносит влажность и сильный мороз.

Нанимая вьючных животных необходимо договариваться и с погонщиком, т. к. туристы чаще всего самостоятельно с животными не могут справиться. Погонщик же на хорошей дороге справляется с пятнадцатью животными, на горной тропе — с пятью.

Если группе не удается скомплектовать караван (малонаселенная местность, животные на сезонных работах и т. п.) и нет возможностей использовать вертолет, базовый лагерь организуют методом «челнока», т. е. заброску груза делают по частям (обычно за два раза). Практически применяется два варианта:

1. вся группа берет немного больше половины всего груза и идет полдня (примерно 4 ходовых часа). После обеда в быстром темпе спускаются за оставленными вещами (на это уходит раза в четыре меньше времени). Наверху обычно остаются 1—2 наиболее уставших участников для устройства бивуака и приготовления ужина. К вечеру поднимают в верхний лагерь оставленный утром груз.

2. группа доставляет половину груза вперед на расстояние дневного перехода (6—7 ходовых часов), оставляет его там,- а сама спускается ночевать к оставленным утром вещам. На следующий день доставляют наверх остальной груз.

Прохождение перевалов. В горах локальные условия очень разнообразные, но при преодолении перевалов прослеживается ряд чередующихся друг за другом зон:

— подъем к перевалу по долинам (предпочтительны склоны южной экспозиции или склоны с редкой растительностью) ;

— траверсирование субальпийских и альпийских лугов и подъем по осыпям, где лучше двигаться по «мертвым» участкам с большими камнями;

— подъем на ледник по боковой или концевой морене или по языку ледника;

— сравнительно пологий подъем по леднику к подножию перевала с обходом ледопадов и трещин;

— подъем на перевальную седловину по скалам и снежному склону. Такой подъем, как правило, идет прямо вверх. Нужно не забывать о возможных камнепадах и лавинах. Из скальных отрезков наиболее удобными для подъема являются плоские ребра и контрфорсы. На перевал желательно подняться к 9—11 часам утра, чтобы осталось достаточно времени для спуска, пока не начались камнепады и не испортилась погода;

— спуск с перевала в другую долину.

В зависимости от протяженности и технической сложности всех этих отрезков для преодоления перевала можно выбрать два варианта:

— сквозное прохождение перевала;

— прохождение перевала с ночлегом наверху.

По первому варианту возможно прохождение технически несложных перевалов. При этом двигаются от пологой части одной долины до пологой части второй долины. Если маршрут прохождения перевала заранее в достаточной мере известен, то тактика сводится к правильному выбору пути. Необходимо учитывать наилучшее время для прохождения разных отрезков пути. Выходить с бивуака надо рано, чтобы ледник и камнепадоопасные отрезки пройти заблаговременно. Для спуска желательно использовать северо-западные или западные склоны.

При втором варианте ночевка планируется на перевале или в непосредственной близости от него, если установка бивуака на седловине невозможна или затруднена. Применяется он при позднем выходе, длинном сложном подъеме на перевал и спусках по юго-восточным, южным и юго-западным склонам.

Есть, разумеется, и перевалы, прохождение которых длится много дней. Здесь еще более серьезное внимание надо обращать на выбор места бивуака (безопасность, питьевая вода, раннее утреннее освещение).

При спусках с перевалов надо быть особенно внимательными. Погода во второй половине дня обычно ухудшается, люди устают. Нелишне напомнить, что по статистике 39% аварий происходят при подъемах, а 61% — на спусках. Поэтому для подъема на перевал следует выбирать более сложную сторону, чем для спуска. При выборе направления подъема на перевал необходимо считаться с ветрами, преобладающими в районе, чтобы знать, с какой стороны могут быть снежные карнизы.

 

Для экономии времени на сложных подъемах и спусках, а также при прохождении других сложных отрезков маршрута (ледопады) желательно за 1—2 часа до выхода основной группы выслать вперед одну опытную связку. Подготовка трассы, т. е. закрепление перил, рубку ступеней и т. п. можно сделать и в ходе разведки накануне вечером.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  ..