4.4. ОРГАНИЗАЦИЯ ДВИЖЕНИЯ
НА МАРШРУТЕ ГОРНОГО ПОХОДА
Планирование ходового дня горного похода
Хорошо продуманный график похода должен
исходить из четко разработанных планов на каждый походный день в
отдельности. Первые дни, когда участники только втягиваются в походный
ритм, надо планировать более короткими. Затем можно увеличивать
продолжительность ходового времени.
Серьезные естественные препятствия, на преодоление которых требуется
много времени, нарушают нормальный ритм. Но сокращать из-за этого
привалы, экономить время за счет приготовления горячей пищи можно только
в исключительных случаях.
По возможности двигаться надо в прохладное время — в утренние часы и в
конце дня. Большая часть дневного перехода приходится на первую половину
дня. В середине дня устраивается продолжительный привал. Особенно
необходим такой привал в южных районах страны, где энергетические
затраты человека в жаркое время дня значительно больше, чем в утренние
часы. Ранний выход обязателен в высокогорье, где погода с 12—13 часов
значительно ухудшается, уменьшается видимость. Кроме того во второй
половине дня путешественникам угрожает ряд специфических горных
опасностей — уменьшается прочность снежных мостов через трещины,
поднимается уровень воды в реках, раскисает снег.
К тому, что в походе придется рано вставать, надо приучать себя в ходе
подготовки к походу. Дежурные встают раньше на полчаса или час, готовят
завтрак. После того, как встала вся группа, в первую очередь надо
заняться общественными делами. Затем — туалет и укладка рюкзаков.
Завтрак желательно закончить за 30 мин до выхода на маршрут. После
завтрака — окончательная укладка, при этом те, кто уже уложил свой
рюкзак, помогают дежурному. Нужно стараться максимально сократить время
на сборы за счет хорошо продуманного порядка бивуачных работ.
В заключение приводим примерный план ходового дня:
подъем — в 4—5 часов (при преодолении перевала — в 3—4 часа),
выход на маршрут в 6—7 часов (в 4—5 часов), движение до 11 —12 часов (до
9—10 часов или до прохождения опасной зоны перевала), обеденный привал
до 13.30—14.30 (при прохождении перевала — в зависимости от обстановки.
Возможна замена привала часовым отдыхом и легким обедом, но в этом
случае на бивуак останавливаются в 15—16 часов),
движение до 18—19 часов, отбой в 20—21 часов (в 19 часов).
В отдельных случаях, например при длинных безопасных подходах к
перевалам в снежной зоне, когда характер пути допускает движение при
лунном свете или с карманными фонариками, целесообразен выход в 1—2 часа
ночи. На камнепадоопасные участки также выходят на рассвете или даже
ночью.