Основными элементами главного вала (рис. 57)
являются преобразователи вращающего момента двигателя, состоящие из двух
одноступенчатых гидротрансформаторов (пу-скового и маршевого), которые
имеют общие валы: насосный 14 и турбинный 22. При заполненном рабочей
жидкостью пусковом гидротрансформаторе осуществляется движение тепловоза
на первой ступени скорости, а при заполненном маршевом
трансформаторе—движение тепловоза на второй ступени скорости. Насосный
вал 14 опирается на корпус через роликовый подшипник 13 и шариковый
подшипник 25.
Через внутреннюю полость насосного вала наполняется маршевый
гидротрансформатор. Чтобы избежать работы подшипников 12 и 13 в сплошной
масляной ванне, торец насосного вала уплотнен лабиринтными уплотнениями
7 и 8, которые прикреплены болтами к крышке 6. Для стока масла из
внутренней полости крышки 6 корпус гидроредуктора, крышка и стакан 11
снизу имеют пазы.
В середине насосного вала, на его конусную часть, насажено насосное
колесо 19 пускового гидротрансформатора. Слева от насосного колеса на
конусную часть вала напрессована шестерня 15, находящаяся в постоянном
зацеплении с шестерней входного вала и образующая, таким образом,
повышающий редуктор. Справа от насосного колеса 19 пускового
гидротрансформатора на цилиндрическую поверхность насосного вала
напрессовано-насосное колесо 26 маршевого гидротрансформатора. Шестерня
15 и насосное колесо 19 имеют резьбовые отверстия в ступицах и каналы
для подачи масла под давлением в зону сопряжения их с конусной
поверхностью насосного вала для их напрессовки и распрессовки. Вал
турбинный 22 охватывающей конструкции.
представляет собой корпус маршевого трансформатора. На левую конусную
часть турбинного вала напрессован диск турбинного колеса пускового
гидротрансформатора с лопастной решеткой 20. Правая часть турбинного
вала представляет собой крышку 30 с укрепленной на ней лопастной
решеткой 28 турбинного колеса маршевого трансформатора. Справа крышка 30
заканчивается полым хвостовиком, являющимся одной из зубчатых полу-муфт
для соединения турбинного вала с входным валом входного редуктора.
Турбинный вал опирается на корпус гидроредуктора с одной стороны через
шариковый подшипник 24, с другой — через шариковый подшипник 32. Корпус
16 пускового гидротрансформатора в сборе с крышкой 23 через цапфы
опирается на корпус гидроредуктора. К корпусу 16 болтами прикреплен
направляющий аппарат 17 пускового гидротрансформатора вместе с
уплотнительным диском 18. Вращающий момент на направляющем аппарате
воспринимается реактивным болтом, жестко связывающим корпус пускового
гидротрансформатора с корпусом гидроредуктора.
Направляющий аппарат 5 маршевого гидротрансформатора своим левым концом
через шлицы во втулке 4 и резьбовое соединение со втулкой 3 жестко
связан с корпусом гидроредуктора через крышку 6, а правым опирается
через подшипник 35 на цапфу в крышке 30 турбинного вала.
При работе на пусковом гидротрансформаторе масло по каналам в корпусе 16
поступает в круг циркуляции. В холодильник масло отводится через
отверстия в диске лопастной решетки направляющего аппарата 17 и каналы
корпуса. При переключении на вторую ступень скорости масло из пускового
гидротрансформатора сливается через отверстие в нижней части корпуса и
одновременно заполняется маршевый гидротрансформатор через полость в
крышке 6 и внутреннюю полость насосного вала 14. Во время заполнения
маршевого гидротрансформатора по трубкам, приваренным к корпусу, масло
поступает к клапанам опорожнения 27 и запирает их. Масло в холодильник
отводится через отверстия в направляющем аппарате 5, полый его вал и
крышку 1. Через трубку 2 обеспечивается смазка подшипника 25 и зубчатой
муфты, соединяющей турбинный вал гидропередачи с входным валом входного
редуктора. Масло из маршевого гидротрансформатора сливается через
клапаны опорожнения 27.