Действие тормозной системы тепловоза 2ТЭ10М,
3ТЭ10М
Зарядка системы происходит следующим образом (см. рис. 160). Воздух из
питательной магистрали Б через устройство блокировки тормозов 11 и кран
машиниста 18 (при положении его ручки в I положении — отпуска и зарядки)
поступает в тормозную магистраль В и далее на зарядку
воздухораспределителя 1 и запасного резервуара 36. Кроме того, из
питательной магистрали воздух давлением 0,75 — 0,9 МПа поступает через
обратный клапан 28 в питательный резервуар 30 и к редукторам давления
29, после которых воздух уже давлением 0,5 — 0,55 МПа идет в питательные
камеры реле давления 35 для передней и задней тележек. Наполнение
питательных резервуаров объемом 250 л через обратный клапан обеспечивает
необходимый запас воздуха для торможения всех секций при саморасцепе или
разрыве рукавов тормозной магистрали между секциями.
Торможение краном машиниста происходит при переводе его ручки в
V положение — служебного торможения с последующим перемещением ручки в
III или IV положение после снижения давления на заданную величину. При
снижении давления в тормозной магистрали срабатывает
воздухораспределитель 1 и воздух из запасного резервуара 36 через
переключательный клапан 33 поступает в управляющие камеры реле давления
35. Давление прступившего воздуха зависит от разрядки тормозной
магистрали. Реле давления 35 при этом перепускает воздух из питательных
камер реле в тормозные цилиндры до установления в них такого же
давления, как в управляющих камерах. Аналогично происходит торможение
при экстренном торможении краном машиниста, комбинированным краном К8 на
устройстве блокировки тормозов, при срабатывании электропневматического
клапана автостопа 10, разрыве тормозной магистрали, при помощи
стоп-крана Кб при включенной системе синхронизации, но при этом в
тормозных цилиндрах устанавливается наибольшее давление, обеспечиваемое
воздухораспределителем 1. Торможение локомотива краном вспомогательного
тормоза 13 происходит при переводе его ручки в тормозное положение. При
этом воздух из питательной магистрали через кран поступает в магистраль
вспомогательного тормоза, затем через дроссель к переключательному
клапану 33, далее (процесс, аналогичный торможению краном машиниста) к
реле давления 35, которые перепускают воздух из питательного резервуара
30 в тормозные цилиндры 32. При любом виде торможения, когда в тормозных
цилиндрах появляется давление, срабатывают датчики-реле давления 9 и при
этом загорается сигнальная лампа «заторможено» на панели сигнальных ламп
в кабине машиниста.
Отпуск тормозов краном машиниста происходит при переводе ручки крана
машиниста во II — поездное или I положение. Тормозная магистраль
заряжается до рабочего давления, воздухораспределитель 1 срабатывает и
через него заряжается запасный резервуар, а из камер управления реле
давления 35 воздух уходит в атмосферу. При этом воздух из тормозных
цилиндров уходит в атмосферу через реле давления 35. Кроме того, отпуск
автоматического тормоза локомотива может быть осуществлен с пульта
управления кнопкой «Отпуск тормозов». При этом срабатывает
электро-пневматический вентиль 39 и через него воздух поступает к
воздухораспределителю 38, в котором открывается клапан для перепуска
воздуха из воздухораспределителя 1 и камер управления реле давления 35 в
атмосферу. При этом воздух из тормозных цилиндров уходит в атмосферу
через реле давления <35. Когда во всех тормозных цилиндрах не будет
давления, на панели сигнальных ламп погаснет лампа «Заторможено». Краном
вспомогательного тормоза 13 отпуск производится переведением ручки крана
в I — отпускное положение или во II — поездное. При этом воздух выходит
в атмосферу из камер управления реле давления 35 через кран
вспомогательного тормоза, а из тормозных цилиндров через реле давления
35.