Устройство тормозной системы тепловоза 2ТЭ10М, 3ТЭ10М

  Главная      Учебники - Тепловозы     Тепловозы 2ТЭ10М и 3ТЭ10М: Устройство и работа (С. П Филонов) - 1986 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  .. 

 

 

Устройство тормозной системы тепловоза 2ТЭ10М, 3ТЭ10М




Компрессор 21, приводимый во вращение через распределительный редуктор от дизель-генератора, нагнетает сжатый воздух в главные резервуары 25 и далее через маслоотделитель 22 в питательную магистраль. Между третьим и четвертым резервуарами воздух проходит адсорбционную систему осушки воздуха 26. Из питательной магистрали воздух расходуется на питание тормозной системы поезда, а также тепловозных систем: приборов управления и обслуживания, песочной и пожаротушения.

В тормозную магистраль поезда воздух попадает из питательной магистрали через кран машиниста 18, концевой кран 4 и соединительный рукав 5. На напорной трубе между первым и вторым главными резервуарами установлены два предохранительных клапана 23, предназначенных для предотвращения повышения давления в главных резервуарах сверх допустимого в случае выхода из строя регулятора давления 20 № ЗРД. Клапаны 23 регулируются на срабатывание при давлении 1,0 МПа.

Запас воздуха, необходимый для нормальной работы тормоза и аппаратов системы управления, обеспечивают установленные на каждой секции тепловоза четыре главных резервуара 25 объемом по 250 л. При охлаждении

сжатого воздуха в них выделяется конденсат и масло, попавшие из компрессора, которые удаляют через спускные краны 24. Воздух от влаги очищается в адсорберах системы осушки 26, включенной в трубопровод между третьим и четвертым резервуарами. От масла воздух очищается маслоотделителем 22. Дополнительно воздух очищается фильтрами 12 № Э114 перед краном вспомогательного тормоза, электропневматическим клапаном автостопа и регулятором ЗРД. Для управления автоматическими тормозами поезда применен кран машиниста 18 № 395, имеющий следующие фиксированные положения: I — отпуск и зарядка; II — поездное с автоматической ликвидацией сверхзарядки; III — перекрыша без питания магистрали;

IV — перекрыша с питанием тормозной магистрали; Va — торможение через электровоздухораспределители (на тепловозах, где они устанавливаются) без разрядки тормозной магистрали; V — служебное торможение; VI — экстренное торможение. На кране имеется редуктор, винтом которого можно регулировать зарядное давление тормозной магистрали, поддерживаемое краном машиниста при поездном положении, и стабилизатор, регулирующий время ликвидации сверхзарЯдки. Для работы крана установлен уравнительный резервуар 19 объемом 20 л. Прямодействующим тормозом тепловоза управляют краном вспомогательного тормоза 13 № 254, имеющим отпускное, поездное и четыре тормозных положения. На каждой ступени торможения независимо от утечек в магистрали тормозных цилиндров давление поддерживается автоматически. Для автоматического тормоза на тепловозе установлен воздухораспределитель 1 с камерой 2. Он имеет переключатель грузовых режимов с метками: П — порожний, С — средний и Г — груженый, а также переключатель режимов отпуска с метками: Р — равнинный и Г — горный. В комплект воздухораспределителя входят главная и магистральная часть 1 и камера 2, от которой идут отводы к тормозной магистрали, к запасному резервуару объемом 20 л, к переключательному клапану 33, к воздухораспределителю 38 для отпуска тормоза. Чтобы создать подбижное соединение между трубопроводом, закрепленным на раме тепловоза, и трубопроводом к тормозным цилиндрам, закрепленным на раме тележки, применены рукава 31. Междутепловозное соединение магистралей, соединение тормозной магистрали тепловоза и вагонов осуществляются рукавами 5. Чтобы предохранить соединительные рукава от перетирания, их покрывают оплеткой из проволоки. Для перекрытия магистралей тормозной, питательной и вспомогательного тормоза перед рукавами стоят концевые краны 4 (№ 190). Давление в тормозной системе контролируют по манометрам, установленным на пульте управления в кабине машиниста. Двухстрелочный манометр 14 показывает давление в питательной (красная стрелка) и тормозной магистрали (черная стрелка). Красная стрелка манометра позволяет следить за давлением, при котором включается и выключается тормозной компрессор. Разрядка тормозной магистрали поезда при торможении устанавливается по манометру 17 уравнительного резервуара. Давление в тормозных цилиндрах определяется по двухстрелочному манометру 15, черная стрелка показывает давление в тормозных цилиндрах передней тележки, а красная — задней тележки. Связь автоматической локомотивной сигнализации с тормозной системой осуществляется через электропневматический клапан автостопа 10 № ЭПК-150И. Если не выполняются необходимые действия по торможению поезда при соответствующем показании путевого сигнала, электропневматический клапан соединяет тормозную магистраль с атмосферой и происходит экстренное торможение поезда. Для автоматического снятия возбуждения с тягового генератора (сброса нагрузки дизеля) при снижении давления в тормозной магистрали до 0,27—0,32 МПа установлен датчик-реле давле-ния 6. Ои же восстанавливает возбуждение при повышении давления до 0,43 — 0,48 МПа.

Для автоматического выключения тяги при нарушении плотности тормозной магистрали поезда (обрыв или расцепление соединительных рукавов и т. л.) и сигнализации машинисту на воздухораспределителе между камерой и главной частью устанавливается пневмоэлектрический датчик 3 № 418 контроля состояния магистрали. При нарушении плотности магистрального трубопровода заряженного тормоза датчик замыкает цепь, при этом зажигается сигнальная лампа *Обрыв тормозной магистрали», расположенная на панели в переднем правом углу кабины, и отключается тяга. Такое положение сохраняется до приведения в действие тормоза. При наполнении тормозных цилиндров тепловоза датчик выключает сигнальную лампу, а тяга остается отключенной до полного отпуска тормозов тепловоза. Для синхронизации работы краношмашиниста при обслуживании сдвоенных грузовых поездов в систему введены: концевой кран 4 с соединительны^ рукавом 5, разобщительные краны К4 и К5. Датчики реле давления 9 сигнализируют машинисту о давлении в тормозных цилиндрах и об отпуске тормозов локомотива.

Устройство блокировки тормозов 11 позволяет исключить случаи неправильного отключения и включения разобщительных кранов перед кранами машиниста при переходе из одной кабины управления в другую. Все краны сблокированы в одном устройстве, управляемом съемной ручкой, одной на три (или две) секции. На устройстве блокировки имеется комбинирован-

ный кран для экстренного торможения из нерабочей кабины. Редукторы давления 29 служат для снижения давления воздуха, поступающего к реле давления 35. Реле поддерживает давление 0,5 — 0,55 МПа. Постоянное давление питания создает более благоприятные условия работы реле давления 35 и при выходе его из строя — для ограничения давления в тормозных цилиндрах. Клапан переключательный 33 № ЗПК служит для отключения воздухораспределителя I от тормозных цилиндров при действии краном вспомогательного тормоза и, наоборот, для отключения крана вспомогательного тормоза при действии воздухораспределителя. Реле давления 35 служат как бы повторителями, т. е. при поступлении к ним от переключательного клапана 33 заданного давления они перепускают сжатый воздух из питательного резервуара 30 в тормозные цилиндры до достижения в них такого же давления. Воздухораспределитель 38 служит для отпуска тормозов локомотива. Он отличается от воздухораспределителя песочной системы тепловоза только установкой дополнительной пружины.

При езде тремя секциями управление вспомогательным тормозом производится с одного поста управления, для этого магистраль вспомогательного тормоза Г соединена между секциями рукавами 5. Для удобства при эксплуатации головки соединительных рукавов и концевые краны окрашены в разные цвета: питательной магистрали — в голубой цвет, тормозной магистрали — в красный цвет, магистрали вспомогательного тормоза — в кремовый цвет, трубопровода синхронизации работы кранов машиниста — в зеленый цвет.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис 160 Схема воздухопровода тормоза тепловоза

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  ..