Управление дизелем 10Д100 тепловоза 2ТЭ10М,
3ТЭ10М
Система управления предназначена для связи
регулятора частоты вращения с топливными насосами; аварийной остановки
дизеля; защиты дизеля от превышения допустимой частоты вращения;
ускорения пуска дизеля; выключения части (пяти, десяти или пятнадцати)
топливных насосов для улучшения работы дизеля на холостом ходу.
Механизм управления дизелем смонтирован на переднем листе блока, в
первом внутреннем отсеке блока (отсеке управления), а также вдоль его
наружных боковых листов. Система управления состоит из рычажной передачи
с тягами управления, крышки стороны управления, устройства аварийной
остановки, механизмов выключения топливных насосов и пускового
серводвигателя.
Рычажная передача. Количество топлива, подаваемого насосами в цилиндры
дизеля, изменяется регулятором через рычажную передачу (рис. 38).
Движение штока 1 серводвигателя регулятора передается рычагу 2. Рычаг 2
через вертикальную тягу 4, рычаг 6, затем через промежуточный вал 7,
рычаг 10 действует на стопорную тягу 12. Тяга через пружину
13 (при увеличении подачи) или непосредственно (при уменьшении подачи)
поворачивает коромысло 15. Коромысло перемещает тяги 40 и 45, на каждой
из которых закреплено по десять поводков 39 и 46 (по одному для каждого
насоса). Пальцы поводков связаны с рейками насосов.
Пружина 13 стопорной тяги установлена в рычажной передаче для разрыва
жесткой связи регулятора с рейками топливных насосов, что позволяет
выключить подачу топлива при срабатывании автомата выключения (от груза
предельного регулятора 31 или от кнопки 25 аварийного выключателя) при
любом положении штока 1 серводвигателя регулятора. При этом рычажная
передача, состоящая из рычага 10, вала 7, рычага 6, тяги 4 и рычага 2,
остается неподвижной. Ограничение максимальной подачи топлива
осуществляется упором 37, ограничивающим перемещение коромысла 15.
Аварийная остановка дизеля. В систему управления дизелем входит автомат
выключения вала взвода автомата и механизма аварийной остановки.
Автомат выключения служит для остановки двигателя при срабатывании
предельного регулятора или кнопки аварийной остановки. Он расположен
внутри отсека управления. Поршень под действием пружины 51 отжимает
верхний конец рычага выключения 54. При этом нижний конец рычага
упирается в болт 16 коромысла 15, отжимает его и передвигает тяги
управления 40 и 45 в положение нулевой подачи. Шток автомата возвращают
в первоначальное положение (взвод автомата) рукояткой повторного
включения 26.
При повороте рукоятки 26 в сторону выпускных патрубков рычаг 17,
поворачиваясь вместе с валиком, нажимает на гайки и, преодолевая усилие
пружины 51, перемещает шток поршня 53 внутрь цилиндра. Зуб защелки 52
заскакивает в выточку поршня и удерживает шток в положении, допускающем
перемещение коромысла 15 на увеличение подачи топлива.
Кнопка аварийной остановки дизеля смонтирована на крышке стороны
управления. В корпусе 27 помещен шток 28 с кнопкой 25, поводок 38 и вал
41 аварийного выключателя с кулачком. При нажатии на кнопку 25 вал 41,
связанный поводком 38 со штоком 28, отжимает кулачком ролик
21 защелки 52 автомата выключения и освобождает поршень 53. Подача
топлива в цилиндр прекращается.
Для ввода зуба защелки 52 в зацепление с поршнем 53
при взводе автомата выключения под нижний конец рычага 30 установлена
пружина 35, отжимающая противоположный конец рычага и тягу 23 вверх, а
конец защелки с -зубом прижимается к поршню 53.