Для охлаждения наддувочного воздуха перед
поступлением его в ресивер дизеля установлено два воздухоохладителя
трубчатого типа с шахматным расположением охлаждающих трубок (рис. 37).
К основным узлам и деталям охладителя следует отнести корпус 8, верхнюю
2 и нижнюю 9 крышки, охлаждающие трубки 3.
Корпус 8 представляет собой сварную стальную конструкцию. Все его
внутренние поверхности после сварки подвергаются дробеструйной
обработке. Наружные плоскости боковых стенок имеют штампованные ребра
жесткости. Сверху и снизу корпус закрыт трубными досками 4, в отверстиях
которых развальцованы и отбуртованы концы охлаждающих трубок.
Трубные доски 4 стягиваются с корпусом специальными шпильками с упорными
буртиками. Выступающие части шпилек используются для крепления крышек 2
и 9. Внутри стальные сварные крышки снабжены ребрами жесткости и
перегородками с уплотнительными резинками для
трехходовой циркуляции охлаждающей воды. К крышке 9
приварен патрубок
12 подвода, а к крышке 2 патрубок 1 отвода охлаждающей воды. Внутренние
поверхности крышек бакелитируют для защиты от коррозии. В верхнюю
трубную доску ввернуты два транспортных рым-болта. Круглые охлаждающие
трубки 3 для увеличения поверхности охлаждения со стороны воздуха имеют
припаянное оребрение из проволочной спирали. От приводного центробежного
нагнетателя горячий воздух поступает через отверстие во фланце в
охладитель. Проходя через охладитель, воздух омывает оребрен-ную
поверхность охлаждающих трубок, отдает тепло циркулирующей внутри трубок
воде системы охлаждения наддувочного воздуха.
С целью повышения надежности крепления охлаждающих трубок на внутренние
стороны трубных досок наносят слой массы ЛИМ-1, создающий дополнительную
герметизацию и демпфирующий эффект от вибрации трубок.