5 Регулятор частоты
вращения и мощности дизеля 10Д100 тепловоза 2ТЭ10М, 3ТЭ10М
Привод регулятора и тахометра дизеля 10Д100 тепловоза 2ТЭ10М,
3ТЭ10М
Привод (рис. 35) представляет собой редуктор,
состоящий из конической и двух винтовых зубчатых передач, помещенных в
специальном корпусе 9, который установлен на плите насосов. Вал 33
привода шлицевой муфты связан с винтовой шестерней узла привода
масляного насоса и лежит в двух шариковых подшипниках 6 и 29. Для
восприятия осевых усилий наружное кольцо подшипника 29 зажато фланцем 31
в стакане 30. За одно целое с валом 33 выполнена и коническая шестерня,
входящая в зацепление с шестерней 17, закрепленной шпонкой 20 на валу 8.
В средней части вала 33 на шпонке 5 посажена винтовая шестерня 28,
находящаяся в зацеплении с шестерней вала 16 и шестерней 40,
зафиксированной штифтом на валу 18. Внутренние кольца шариковых
подшипников
6 и 29 с шестерней 28 зафиксированы на валу 33 гайкой 32, удерживаемой
от отвертывания шплинтом 2. Боковой зазор между зубьями конических
шестерен регулируется изменением толщины пакета прокладок 3,
установленных между корпусом привода и стаканом 30. Пустотелый вал 8
вращается в двух шариковых подшипниках 7 и 26. Внутреннее кольцо
шарикового подшипника 26 зажато гайкой 23 со стопорной шайбой 25.
Наружное кольцо подшипника установлено в стакане 27 и зажато крышкой 24
подшипника. Этот подшипник является радиально-упорным. На внутренней
поверхности вала 8 нарезаны шлицы.
Вал 16 вращается в двух шариковых подшипниках 15 и 41, которые
перемещаются в осевом направлении. В отверстиях вала 16 с обеих сторон
установлены тарелки, крепящие внутренние кольца подшипников 15 и 41.
Сами тарелки на валу 16 закреплены штифтами. Вал 11 привода тахометра
вращается в двух шариковых подшипниках 12 и 13, нижняя часть его имеет
тарельчатую форму. Своей верхней частью вал 11 соединен с гибким валиком
механического тахометра двигателя.
Чтобы включить тахометр, необходимо нажать кнопку, обеспечив доступ
воздуха к приводу. При нажатой кнопке масло под давлением воздуха через
угольник 22, завернутый в крышку 21, заполняет пространство под поршнем
19. Перемещаясь вверх, под давлением масла поршень 19 через шариковый
подшипник 41 перемещает вместе с шариковым подшипником 15 вращающийся
вал 16, сжимая пружину 14 до тех пор, пока не будет выбран зазор между
тарелками валов 11 и 16. За счет трения между тарелками вращение от вала
16 будет передаваться через вал 11 гибкому валику тахометра. При
отпускании кнопки прекращается доступ воздуха, в результате чего падает
давление масла. Пружина 14 раздвигает тарелки валов 11 и 16,
механический тахометр выключается.
Вал 18 служит для ручного замера частоты вращения коленчатого вала
дизеля. Он вращается в двух шариковых подшипниках 37 и 39. Их наружные
кольца расположены в стакане 36, а между внутренними установлена втулка
38. Хвостовик вала 18, уплотненный в стакане 36 сальником 35, имеет
отверстие с конусом, к поверхности которого во время замера частоты
вращения вала дизеля прижимается наконечник ручного тахометра. Боковой
зазор в зацеплениях винтовых шестерен обеспечивается методом подбора в
процессе сборки. Все детали привода смазываются разбрызгиванием масла,
заливаемого через штуцер 10 перед установкой привода на дизель и в
процессе эксплуатации в количестве 0,5 кг.