Опытная тяговая передача тепловоза 2ТЭ10Л

  Главная      Учебники - Тепловозы     Тепловоз 2ТЭ10Л (издание второе) - 1974 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  ..

 

 

 

Опытная тяговая передача тепловоза 2ТЭ10Л

 

 

 

Опыт эксплуатации тепловозов 2ТЭ10Л на сети железных дорог выявил необходимость повышения срока службы шестерни и зубчатого колеса колесной пары.

С этой целью Ворошиловградским тепловозостроительным заводом с 1970 г. выпущены опытные партии тепловозов с тяговым редуктором тепловоза ТЭЗ (рис. 243). Уменьшение модуля в зацеплении диктовалось необходимостью увеличения коэффициента перекрытия в зацеплении для снижения динамических усилий в передаче.

Одновременно для повышения изгибной и контактной прочности зуба шестерни и колеса был проведен ряд конструктивных и технологических мероприятий. К ним относятся: контурная закалка зуба зубчатого колеса с глубиной закаленного ело я

2 — 5 мм и твердостью HRC 52—58 с одновременным исключением шлифовки впадины зуба, изготовление шестерен из стали 20Х2Н4А ГОСТ 4543—71 с твердостью ядра не менее HRC 35, также без шлифовки впадины, введение продольной коррекции зуба шестерни е двух сторон — правая сторона зуба со стороны торца А (см. рис. 243) имеет екос 0,38 мм, левая — 0,106 мм.

Для исключения образования уступа в переходной зоне от рабочей части эвольвенты к радиусу скругления впадины и для увеличения изгибной прочности зуба путем увеличения радиуса скругления впадины зуба выполнены с поднутрением, которое достигается обработкой шестерни и колеса специальной червячной фрезой с протуберанцем.

Характеристика шестерни и зубчатого колеса опытного тягового редуктора приведена в табл. 23.

С 1971 г. Ворошиловградский тепловозостроительный завод приступил к выпуску опытных тепловозов с упругим зубчатым колесом (рис. 244).

Введение упругой связи между венцом и ступицей зубчатого колеса позволяет снизить в 3 раза динамические силы в зацеплении, улучшает распределение сил вдоль зуба, ожидается повышение надежности тягового электродвигателя вследствие снижения динамических сил.

Упругая связь осуществляется за счет установки в отверстия диаметром 70 мм между венцом 11 зубчатого колеса и двумя тарелками 10, охватывающими венец, у пругих элементов. Упругие элементы для получения нелинейной характеристики тангенциальной жесткости выполнены двух видов. Восемь элементов 9 имеют меньшую жесткость (125—135 кгс/мм) и установлены по скользящей посадке в отверстия тарелок и венца. Они состоят из валика 8, на профильную наружную поверхность которого напрессованы.три резиновые втулки 7 и 6. На каждую резиновую втулку напрессованы резиновые втулки 5 4 и 3. Втулки 5 и 4 выполнены с ограничительными буртами, препятствующими значительным перемещениям венца. На втулке 3 имеется выточка, куда при сборке зубчатого колеса вставляется пружинное кольцо 2.

Восемь других элементов 1 имеют большую жесткость (1000—1500 кгс/мм), а по посадочному отверстию венца радиальный зазор 5 мм. Вступая в работу только под определенной нагрузкой на венец, они обеспечивают нелинейную характеристику жесткости. По конструкции упругий элемент 1 также состоит из профильного валика 12, на конце которого напрессованы две одинаковые резиновые втулки 13. На резиновые втулки напрессованы металлические втулки 14 и 15, посаженные по скользящей посадке в отверстия тарелок.

Для предотвращения сползания втулка 14 имеет ограничительный бурт и проточку, а втулка 15—две проточки для установки пружинных колец 2. Все резиновые втулки выполнены из маслобензостойкой резины марки Н068-1 МРТУ 38-5-1166-64 и запрессовываются в металлические втулки с помощью специальных приспособлений, причем посадочные поверхности предварительно покрываются смесью касторового масла и спирта. Тарелки 10 посажены с двух сторон ступицы 16 на призонных болтах 17. Болты изготовлены из стали 38ХС (ГОСТ 4543—71) и термообработаны до твердости НВ 255—302. Между венцом зубчатого колеса и наружным буртом ступицы для возможности их относительного перемещения установлены 90 роликов 18 размером 15x25 мм без сепаратора. Наружный бурт ступицы под роликами для возможности самоустановки венца выполнен сферическим радиусом 300 мм. Поверхности венца и ступицы под роликами термообработаны до твердости не менее HRC 48. В целях предотвращения возможного перемещения валиков 8 и 12 с наружных сторон тарелок приклепаны ограничительные шайбы 19.

 

 

 

 

Рис 243. Опытная тяговая передача тепловоза 2ТЭ10Л
 

 

 

Таблица 23

 

 

Втулки, валики и тарелки выполнены из стали 45 (ГОСТ 1050—60) я термообработаны до твердости НВ 255—302. Пружинные кольца 10 изготовлены из проволоки Ш-3 (ГОСТ 9389—60). Параметры зубчатого венца и шестерни соответствуют табл. 23, при этом венец и шестерня выполнены шириной 125 мм, а у шестерни отсутствует продольная коррекция зуба.

Упругое зубчатое колесо подлежит полной разборке на колесной паре для осмотра состояния его деталей на подъемочных и заводских ремонтах. Полную смену элементов и роликов можно произвести без расформирования колесной пары. Для этого расшплинтовывают и свинчивают гайки М16 i при-зонных болтов 18 и снимают наружные пружинные кольца 2 на жестких элементах 1. Убедившись в наличии меток относительного расположения ступицы и тарелки, с помощью четырех болтов М16 через технологические отверстия можно снимать тарелку 10 со ступицы 16. Дальнейшую разборку нужно производить в следующей последовательности: тарелку переместить по оси колесной пары к противоположному колесному центру колесной пары, снять открывшиеся пружинные кольца с жестких и мягких элементов и при легком покачивании венца выбрать ролики 18, снять венец 11 с мягкими элементами и, удалив оставшиеся стопорные кольца, вынуть мягкие и жесткие элементы из венца и оставшейся на ступице тарелки. После осмотра сборка упругого зубчатого колеса производится в обратном порядке.

Кожух тяговой передачи (рис. 245) тепловоза 2ТЭ10Л по своей конструкции и типу крепления аналогичен конструкции кожуха тепловозов ТЭЗ и ТЭ10. Отличительной особенностью его является большая герметизация участков разъема кожуха, горловины и сальникового уплотнения со стороны моторно-осевого подшипника тягового электродвигателя.

С внутренней стороны нижней половинки кожуха / приварены уплотняющие накладки. Обе половинки кожуха соединены с зазором по разъему 3 мм.

получаемому путем установки под лапы прокладок 7 толщиной 3 мм. В образованный наружной 4 и внутренней 5 уплотняющими накладками желоб укладывается перед сборкой кожуха по всему периметру резиновая трубка & типа IV средней твердости 3x2 (ГОСТ 5496—67'). Резиновая трубка при затяжке соединительных болтов кожуха обеспечивает герметизацию разъема, предотвращающую утечки смазки.

На заливочной горловине 2 кожуха с помощью вваренных вертикального и горизонтального колец создано лабиринтовое уплотнение.

Со стороны моторно-осевого подшипника на вертикальной стенке верхней половины кожуха приварено отбойное полукольцо 8. Это полукольцо вместе с отбойным кольцом ведомой шестерни служит для предотвращения утечек смазки из кожуха тяговой передачи. Кожух заполняется осерненной смазкой ТУ/ЦТЧ № 06-64 летом марки Л, зимой — марки 3 в количестве 3,5 л. Контроль уровня смазки производится по уровню отверстия пробки 3/4". После пробега тепловозом 3—4 тыс. км кожух необходимо пополнять смазкой (0,5 кг). Смазка меняется полностью при малом периодическом ремонте.

 

 

 

 

 

Рис. 244. Упругое зубчатое колесо

 

 

 

 

 

Рис 245 Кожух тяговой передачи
1 — нижняя половина, 2 — горловина, 3 — верхняя половина, 4 — наружная уплотняющая накладка; 5 — внутренняя уплотняющая накладка, 6— уплотнительная трубка, 7 — прокладка, 8 — отбойное полукольцо

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  ..