Букса тепловоза 2ТЭ10Л

  Главная      Учебники - Тепловозы     Тепловоз 2ТЭ10Л (издание второе) - 1974 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  ..

 

 

Букса тепловоза 2ТЭ10Л

 

 

 Буксовый узел тепловоза 2ТЭ10Л имеет значительные конструктивные отличия от буксового узла тепловоза ТЭЗ. Благодаря арочной нагрузке корпуса буксы тепловоза 2ТЭ10Л в отличие от точечной нагружения применяемого на тепловозах ТЭЗ роликовые подшипники имеют значительно меньшие габариты.

Для смазки роликовых подшипников служит консистентная смазка. Это позволило внедрить лабиринтовое уплотнение задней крышки буксы. Значительно упрощена конструкция крепления внутренних колец подшипников на оси колесной пары.

Осевой упор буксы работает на жидкой смазке, для которой в передней крышке буксы имеется ванна. Сам осевой упор по посадочным местам полностью взаимозаменяем с осевым упором тепловоза ТЭЗ. Для улучшения подачи жидкой смазки к трущимся поверхностям осевой упор оборудован фитилем на пружинке, предотвращающей его спрессовывание при работе.

Эти мероприятия позволили снизить массу буксового узла е 268 до 180 кг. Значительно упрощена и технология изготовления деталей буксы и оси колесной пары, повышена долговечность ряда узлов. Так, лабиринтовое уплотнение задней крышки буксы в сравнении с севанитовым уплотнением буке тепловоза ТЭЗ практически сейчас не изнашивается. В связи с наличием интенсивной смазки более устойчиво работает фитиль осевого упора и сам осевой упор. Для предотвращения попадания воды в масленку и уменьшения вытекания масла улучшена конструкция крышек масленки буксовых наличников. Одновременно применение консистентной смазки подшипников снизило эксплуатационные расходы по обслуживанию буксы и расход жидкой смазки.

На тепловозах 2ТЭ10Л выпуска 1964—1965 гг. устанавливалась букса, которая полностью заправлялась консистентной смазкой. Но в процессе эксплуатации было обнаружено трение осевого упора и интенсивный износ бронзовой армировки, возникающий из-за засаливания фитиля осевого упора. Возникла необходимость в периодической его промывке керосином, пропитке в жидкой смазке АКП-10 ГОСТ 1862—63, а также добавлении жидкой смазки в переднюю часть корпуса буксы в период эксплуатации. Потребовалась доработка конструкции буксы.

Тепловозы выпуска 1966 г. и последующих годов оборудованы буксами новой конструкции (рис. 239), в которых учтен ряд недостатков, присущих первому варианту.

В отличие от предшествующей конструкции корпус буксы 8 выполнен с передней крышкой 10 по типу корпуса буксы тепловоза ТЭЗ. В переднюю крышку вварена разделительная диафрагма 9, препятствующая проникновению консистентной смазки к узлу осевого упора. В нижней части крышки расположена ванна жидкой смазки для подпитки фитиля 16 осевого упора 12, причем на первых буксах разделительная диафрагма 9 была установлена б виде плоского кольца, что приводило к смешиванию жидкой и консистентной омазок. Сейчас внедрена диафрагма с отбуртовкой в сторону роликового подшипника.

Для лучшего пополнения жидкой смазкой, что улучшает работу осевого упора, фитиль приклепан на пластинчатой пружине 15. Пружина изготовлена из стали 60С2 (ГОСТ 14959—69) с закалкой до твердости HRC42—47 и закреплена двумя болтами Мб на осевом упоре.

При перемещениях оси фитиль или утопает в специальный паз осевого упора, или выступает из упора, обильно смазывая торцовую часть оси.

 

 

Рис. 239. Роликовая букса
 

 

 

 

 

Корпус 8 буксы тепловоза 2ТЭ10Л отлит из стали 25.ГП ГОСТ 977—65. По своей конструкции он приспособлен для размещения во внутренней части роликовых подшипников буксы. По торцам корпуса для крепления передней и задней крышек буксы выполнены четыре Отверстия М22. На боковых его поверхностях имеются плоскости для приварки наличников. В верхней части корпуса в четырех зацепах расположена арка 4 буксы. Арка изготовлена из стали Ст5 ГОСТ 380—71 и имеет в своей средней части щеки и отверстия для установки опор 5 балансира рессорного подвешивания. Наличники сделаны из стали 60Г ГОСТ 1050—60 и по размерам аналогичны с наличниками буксы тепловоза ТЭ10.

Для смазки лобовых и боковых наличников в верхней части корпуса выполнены две масляные ванны с приваренными крышками масленок.

Перед монтажом буксы на шейку оси колесной пары к корпусу буксы с заднего торца четырьмя болтами М22 X 50 мм крепится задняя крышка 3. Для предотвращения ослабления болтов под их головки установлены пружинные шайбы.

В корпус буксы ставят два подшипника типа 30-32532 Л1М без внутренних колец. Между ними помещают наружное дистанционное кольцо 6. На шейку оси колесной пары в горячем состоянии с натягом 0,145—0,07 мм надевают лабиринтовое кольцо 1 ив упор к его торцовой поверхности в горячем состоянии с натягом 0,035—0,065 мм насаживают два внутренних кольца подшипников и между ними ставят дистанционное кольцо 7. Все эти детали стопорят кольцом 17.

Далее на шейку оси с помощью технологического распорного кольца устанавливают собранный корпус буксы. К корпусу крепят Переднюю крышку 10, осевой упор с прикрепленным к нему фитилем на пружине, крышку 13 с пружиной 14. Под головки болтов, крепящих крышку осевого упора, ставят пружинные шайбы. Болты попарно шплинтуют отожженной проволокой.

Для предотвращения спадания буксы с шейки оси (при транспортировке колесной пары с буксами) на задней крышке двумя болтами М6х16 мм прикреплена планка 2, которая при перемещении буксы упирается в заплечик лабиринтового кольца.

При сборке свободное пространство между лабиринтным кольцом и перегородкой в передней крышке буксы заполняют консистентной смадкой 1-ЛЗ ГОСТ 12811—67 в количестве 1,5 кг. Ванну под фитилем заполняют смазкой АКП-10 ГОСТ 1862—63 в количестве 80 г на собранной тележке или под тепловозом.

Войлочный фитиль перед установкой на осевой упор буксы пропитывают в смазке АКП-10 ГОСТ 1862—63. В резервуары для смазки наличников заливают по 450 г осевого масла: в летний период — марки Л, в зимний — марки 3 ГОСТ 610—48. В процессе эксплуатации смазку для наличников и фитиля добавляют. Смазку для фитиля заливают через резьбовое отверстие, закрытое пробкой 1/4" 19. Переливание смазки не разрешается. Не допускается и смешивание жидкой и консистентной смазок.

При нормальной работе буксы и удовлетворительных результатах химического анализа консистентную смазку заменяют при подъемочных и заводских ремонтах тепловоза. При необходимости консистентную смазку пополняют через отверстие, закрытое пробкой 1/4" 18.

При эксплуатации уход за буксой проводится в соответствии с инструкцией ЦТ/2361 и действующими инструктивными указаниями завода-изготовителя.

Так же как и на тепловозах ТЭЗ и ТЭ10, на буксах тепловоза 2ТЭ10Л прокладками 11 регулируют свободный разбег колесной пары. Величина свободного суммарного разбега допускается в пределах:

28 + 1 мм — для средних колесных пар тележки;

3 + 1 мм — для крайних колесных пар тележки.

Кроме свободного разбега, буксы крайних колесных пар тележки имеют и нерегулируемый упругий разбег до 11 мм на сторону. Для этого в буксах

поставлены с предварительной затяжкой до 1600 кгс и жесткостью 400 кгс/мм пружины 14. На тепловозах ТЭЗ, ТЭ10 и 2ТЭ10Л пружины взаимозаменяемы. Буксы средних колесных пар упругого разбега не имеют.

В отличие от других локомотивов на буксах тепловоза 2ТЭ10Л относительно середины рамы тележки дополнительно регулируется симметричность расположения колесной пары, что уменьшает неравномерность износа гребней левого и правого бандажей одной колесной пары. Постановкой между крышкой буксы и осевым упором дополнительных прокладок с отличительными метками (двумя отверстиями диаметром 10 мм) достигается равномерность расстояний от внутренних граней бандажей до боковых наличников букс. Собранные буксы сдвигают до упора в торец оси и замеряют с правой и левой стороны размеры А. Из полученного большего результата размера А вычитается меньший. Эта разность и будет толщиной меченых прокладок, необходимых для выравнивания той стороны, где размер А окажется большим. Размеры толщины меченых прокладок указываются путем выбивки цифр на торце передней крышки. Регулировку свободного разбега колесных пар выполняют за счет изменения толщин пакета регулировочных прокладок.

 

 

 

 

 

Рис. 240. Определение разбега оси колесной пары с челюстными буксами

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  ..