ВСАСЫВАЮЩИЕ, НАГНЕТАТЕЛЬНЫЕ И ВЫПУСКНЫЕ КАНАЛЫ
ОХЛАЖДЕНИЯ ТЯГОВЫХ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ И ГЛАВНОГО ГЕНЕРАТОРА ТЕПЛОВОЗА 2ТЭ10Л
Для охлаждения тяговых электродвигателей и главного генератора воздух
забирается из атмосферы через проемы в стенках кузова тепловоза и лишь во
время дождя и снегопада — из дизельного помещения.
Воздух к вентиляторам тяговых электродвигателей передней и задней тележек
подводится по всасывающим каналам (рис. 178). Всасывающие каналы передней
тележки по условиям компоновки для обеспечения минимального сопротивления на
входе в вентилятор тяговых электродвигателей выполнены двухзаборными из
отдельных каналов 3,7 и соединены брезентовыми рукавами
I, 5. На канале 7 имеется люк для забора воздуха из дизельного помещения.
Всасывающий канал 8 задней тележки однозаборный, состоит из корпуса
II, соединенного брезентовым рукавом 9 с круглым патрубком. В корпусе
предусмотрен люк для внутреннего забора воздуха. На верхней стенке корпуса
11 канала расположена рукоятка 15 с фиксатором, позволяющая устанавливать
заслонку 16 люка в трех положениях: закрытом (при заборе воздуха снаружи),
открытом (при заборе воздуха из кузова) и промежуточном.
Нагнетательные каналы для подвода охлаждающего воздуха от вентиляторов к
тяговым двигателям расположены в виде прямоугольных воздухопроводов в раме
тепловоза. Отличительной особенностью нагнетательных каналов на тепловозах
2ТЭ10Л и ТЭП10Л является отсутствие каких-либо заслонок для регулирования
распределения воздуха по тяговым электродвигателям. Сечение и конфигурация
каналов подобраны опытным путем так, чтобы обеспечить равномерное
распределение воздуха по тяговым электродвигателям
По данным испытаний, проведенных на стендах Ворошиловградского
тепловозостроительного завода, распределение воздуха по тяговым
электродвигателям следующее:
Нагнетательные каналы с тяговыми электродвигателями
соединены брезентовыми рукавами.
Очистка воздуха, поступающего для охлаждения в
тяговые электродвигатели, происходит в сетчатых фильтрах. Сетчатые
фильтры представляют собой кассету с уложенными в ней тремя слоями
сеток: первый из плоской сетки № 7—1, 2, второй из сетки № 5 — 0,7,
гофрированной под углом 30° к вертикали, и третий слой из горизонтально
гофрированной сетки №4 — 0,6 (ГОСТ 3826—66). Высота гребней гофров 8 мм,
шаг 15 мм. Все сетки оцинкованы на глубину 0,015—0,020 мм и
пассивированы.
На всасывающих каналах вентилятора передней тележки стоят два сетчатых
фильтра 4,13 с габаритными размерами 490 X 554 и 582 X 350 мм; на
всасывающем канале вентилятора задней тележки — один сетчатый фильтр 10
с размерами 972 X 554 мм. Фильтры 4, 10 закреплены четырьмя запорными
рукоятками в проеме кузова. Снаружи фильтр закрывается откидной
штампованной ромбической сеткой с двумя запорами. Фильтр 13
устанавливают сверху из дизельного помещения в специальное гнездо канала
7.
Всасывающий канал 15, 17 вентилятора охлаждения главного генератора (см.
рис. 225) находится на правой стороне кузова. Канал 15 в проеме стенки
кузова снаружи закрыт жалюзи 12 с шестнадцатью створками, приваренными
под углом 45°, и со стороны машинного отделения — стальной оцинкованной
сеткой. Всасывающий канал приварен к рамке проема и дополнительно
укреплен кронштейном к каркасу крыши кузова. С всасывающим патрубком
вентилятора главного генератора он соединен брезентовым рукавом 18.
На всасывающем канале имеется откидная крышка 4, позволяющая при
снегопаде, дожде и пыльных бурях переходить на забор воздуха из
дизельного помещения. Для очистки воздуха от пыли, влаги, частиц масла
дизельного топлива в специальном гнезде канала установлен и закреплен
двумя планками сетчатый фильтр 16 размером 1004 X 434 мм.
По своей конструкции сетчатый фильтр одинаков с фильтрами,
установленными на всасывающих каналах тяговых электродвигателей. При
заборе воздуха как снаружи тепловоза, так и из дизельного помещения он
проходит через сетчатый фильтр.
От центробежного вентилятора 5 по нагнетательному каналу 11 воздух
подводится к генератору со стороны его лобовых обмоток. На входе в
генератор имеется защитная сетка № 7— 1,2 размером 635 X 330 мм. Воздух
из коллекторной камеры генератора через каналы 21, 8, расположенные с
правой стороны тепловоза, отводится наружу. Для более интенсивного
обдува генератора с 1968 г. на тепловозах введен двусторонний отвод
воздуха через канал на правой стороне и такой же канал, установленный на
левой стороне (см. рис. 226). Проем для выхода воздуха снаружи закрыт
защитной штампованной ромбической сеткой, приваренной к кузову.
В эксплуатации необходимо строго соблюдать сроки очистки фильтров
электрических машин, так как при засорении в электрические машины будут
проникать механические частицы пыли, вызывающие абразивный износ
коллектора и щеток. Оседание пыли на обмотках полюсов статора ухудшает
охлаждение полюсов. При неблагоприятных метеорологических условиях,
особенно в осенне-зимний период, возможно проникновение влаги в
электрические машины. Поэтому при подготовке тепловоза к работе в зимних
условиях на сетчатые фильтры надевают чехлы из мешковины. При внутреннем
заборе воздух, кроме воздуха для охлаждения главного генератора, не
проходит очистку в сетчатых фильтрах и имеющиеся в воздухе машинного
помещения частицы масла и дизельного топлива могут попадать на изоляцию
электрических машин, вызывая ее преждевременное старение и разрушение.
Кроме того, частицы пыли в охлаждающем воздухе и угольная пыль от щеток
электрических машин, прилипая к изоляции, создают токопроводящие
«мостики», способствующие пробою изоляции и возникновению «кругового
огня» на коллекторе.
Примененная на тепловозах 2ТЭ10Л и ТЭПЮЛ система охлаждения главного
генератора предусматривает охлаждение нагнетанием воздуха, что-исключает
подсос паров масла и топлива из дизельного помещения. Зимой при
температуре наружного воздуха ниже —40° С и снегопадах, летом при дожде
и пыльных бурях необходимо переходить на забор воздуха для охлаждения
главного генератора из машинного помещения. В зависимости от
метеорологических условий выброс охлаждающего воздуха из генератора
возможен как наружу, так и
в машинное помещение. При длительных стоянках тепловоза в холодное время
года проем под выпускной канал 8 в стенке кузова должен быть закрыт
специальной заслонкой, служащей одновременно дверкой 24 для выпуска
воздуха из генератора в машинное помещение.