Каждая секция тепловоза 2ТЭ10Л оборудована одинаковыми автономными
песочными системами, включаемыми из кабины ведущей секции.
Управляющая часть песочной системы (рис. 170) состоит из ножной педали
7, расположенной под пультом у ног машиниста, контакторов реверсора,
кнопки 9 подачи песка под первую колесную пару, расположенной на пульте
управления, электропневматических клапанов и соединительных проводов, а
также пневматического клапана 3 включения разрыхлителей, установленного
на левой стенке кабины машиниста.
Для песка в каждой секции установлены четыре бункера общей емкостью 940
кг: два передних под кабиной машиниста, а остальные два — на задней
стенке холодильной камеры. Бункер для засыпки песка имеет горловину и в
нижней части — по два патрубка для подсоединения форсунок. Одна из них
подает песок при движении тепловоза «вперед», а другая — «назад».
Бункера задних песочниц приварены к задней стенке холодильной камеры. В
них для осмотра и очистки внутренней полости со стороны холодильника
тепловоза имеются лючки.
Расположение передних песочных бункеров показано на рис. 171. Они
привариваются к настилу рамы, а их горловины 4 соединяются с люками в
лобовой части тепловоза рукавами 6.
Ввиду того, что передние бункера имеют небольшую высоту, на тепловозах
первого выпуска не весь песок высыпался из бункеров при работе песоч-ной
системы. Чтобы избежать этого, в каждый бункер вварены по две трубки с
отверстиями, через которые поступает воздух для рыхления песка.
Одним из основных элементов системы пескоподачи является форсунка
песочницы (рис. 172). От надежности ее работы и ее регулировки зависит
эффективность использования песка для увеличения тяги.
В корпус 1 форсунки самотеком из бункера поступает песок, а через подвод
А при срабатывании воздухораспределителя песочницы — воздух. Этот воздух
разделяется на три потока: один идет на рыхление песка по каналу а в
камеру смешения, второй—через сопло 2, а третий—через сопло 3 и
кольцевой зазор между соплом 2 и корпусом форсунки на транспортировку
песка под колесо. Регулируя винтом 5 величину открытия воздушного
канала, можно увеличить или уменьшить количество песка, подаваемое под
колесо. В нужном положении регулировочный винт фиксируется гайкой 4.
Очищать полость форсунки и канал а можно через отверстие в нижней части
корпуса, закрытое крышкой 8.
Воздух к форсункам поступает через воздухораспределитель (рис. 173), в
корпусе 4 которого помещен поршень 3 с манжетой и клапан 5 с пружиной.
Пространство над поршнем сообщается с электропневматический клапаном, а
под клапаном — с питательной магистралью. При выключенном положении
педали воздух от электропневматического клапана песочницы в
воздухораспределитель не поступает и клапан 5 под действием пружины
закрыт.
Площадь поршня 3 рассчитана так, чтобы, как только через штуцер 2 воздух
под давлением 5,5—6 кгс/см2 поступит от электропневматического клапана,
поршень, преодолевая давление воздуха питательной магистрали и пружины
на клапан 5, отожмет клапан от седла. Воздух из питательной магистрали
под давлением 7,5—8,5 кгс/см2 через штуцер 1 устремится к двум
форсункам, подающим песок под колеса одной из осей. Чтобы уменьшить
площадь, занимаемую установкой воздухораспределителей на тепловозе, и
снизить трудоемкость работ при их монтаже, на ряде тепловозов в 1967 г.
установлены сдвоенные воздухораспределители, причем для унификации
деталей все внутренние детали применены с серийного
воздухораспределителя. Крепится воздухораспределитель одним болтом.
Корпус выполнен литым из серого чугуна.
Электропневматический клапан КЛП-32 имеет два электропневматических
вентиля: один — на передний ход, другой — на задний, катушки которых
питаются током цепи управления. Контакты катушек и реверсора
сблокированы так, что при нажатии педали в положении реверсора на
передний ход замыкается цепь катушки вентиля переднего хода, а на задний
ход — катушки вентиля заднего хода.
На рис. 174 показан клапан песочницы КЛП-32. Воздух от системы по
каналам б, г поступает под клапан 4 вентилей. При срабатывании одного из
вентилей его верхний клапан 3 опускается и перекрывает выход воздуха в
атмосферу, а нижний клапан 4 открывает проход воздуху по каналам д, в
(или а) к воздухораспределителям песочниц.
Рис. 170. Схема песочной системы
1 — шланг в сборе; 2 — воздухораспределитель песочницы; 3 — клапан
включения разрыхлителей; 4 — клапан тифона и свистка со стороны
помощника машиниста; 5 — форсунка песочницы; 6 — передний песочный
бункер; 7 — педаль песочницы (КН); 8— контакты реверсора (ПР); 9— кнопка
подачи песка под первую колесную пару; 10, 11—электропневматические
клапаны (КЛП1, КЛ112)
Рис. 172. Форсунка песочницы
1 — корпус форсунки; 2, 3 — сопла; 4 — гайка; 5 — регулировочный винт; 6
— пробка; 7 — уплотнение; 8 — крышка в сборе; 9 — болт; 10 — Шайба; А —
подвод воздуха от воздухораспределителя песочницы; Б — подвод песка из
бункера; В — подача песка под колеса; а — канал
Рис. 173. Воздухораспределитель песочницы
1 — штуцер для отвода воздуха к форсункам ; 2 — штуцер для подвода
воздуха от электропневматического клапана; 3— поршень с манжетой; 4 —
корпус воздухораспределителя; 5 — клапан; 6 — штуцер для подвода воздуха
от питательной магистрали
Рис. 174. Клапан песочницы типа КЛП-32 3 — корпус;
2 — электропневматический вентиль ВВ32; 3 — верхний клапан; 4 — нижний
клапан; 5 — пружина; А — подвод воздуха от системы; Б, В — к
воздухораспределителям песочниц; Г — в атмосферу; а, 6, в, г, б — каналы