Воздух, всасываемый турбокомпрессором дизеля из атмосферы, содержит во
взвешенном состоянии различные по размерам частицы пыли. Степень
запыленности оценивается количеством пыли, находящейся в 1 м3 воздуха.
Технически чистым принято считать воздух с содержанием пыли не более 1
мг/м3. После очистки, применяемой на локомотивах, воздух в среднем
содержит пыли до 2—4 мг/м3. Степень запыленности зависит от времени
года, географического района, метеорологических условий, характера
перевозимого груза и других условий. Частицы пыли имеют различные
размеры, причем наиболее вредными ускоряющими износ поршневых колец и
втулок цилиндров дизеля, являются частицы размером 5—20 мкм.
Очистка воздуха происходит в секциях воздухоочистителей, состоящих из
набора сеток. Набор сеток в кассетах сетчатого фильтра образует
извилистые каналы, по которым движется очищаемый воздух. Проходя через
кассеты, воздух изменяет направление движения, а частицы пыли, имеющие
массу, летят прямолинейно и сталкиваются с проволочками сеток фильтра.
Фильтрующие элементы смачиваются маслом, и попадающие на проволочки
сеток частицы пыли поглощаются масляной пленкой — происходит процесс
улавливания пыли. Чтобы увеличить пылеемкость фильтрующих элементов,
сетки кассет делают гофрированными и укладывают в кассетах так, чтобы
размеры их отверстий
уменьшались в направлении потока очищаемого
воздуха. Эффективность воздухоочистителей оценивается коэффициентом
пропуска (отношением пропущенного количества пыли к количеству всей
пыли, поступившей в воздухоочиститель с воздухом).
Наличие на дизеле 10Д100 двух турбокомпрессоров типа ТК-34С
предопределило установку в машинном помещении тепловоза двух
воздухоочистителей на правой и левой стенках кузова. На тепловозах типа
ТЭ10Л стоят воздухоочистители непрерывного действия системы ЦНИИ МПС,
имеющие лучшие характеристики по эффективности очистки и гидравлическому
сопротивлению в сравнении с ранее применявшимися.
Воздухоочистители 2 и 3 (рис. 175) укреплены в пяти точках на
кронштейнах каркасной системы боковых стенок кузова, а также имеют
фланцевое соединение с проемами кузова, откуда производится забор
воздуха. Расположение и габариты воздухоочистителей обеспечивают
необходимые проходы по обеим сторонам дизеля и не препятствуют доступу к
другим узлам тепловоза.
Воздуховоды, выполненные в виде литых алюминиевых и стальных сварной
конструкции патрубков, через брезентовое компенсирующее уплотнение
соединяют воздухоочистители с турбокомпрессорами.
С 1972 г. алюминиевые патрубки воздуховода заменены патрубками из
стеклопластика на полиэтиленовом связующем, а брезентовое уплотнение
заменено более стойким в эксплуатации уплотнением из мягкой резины с
тканевой прокладкой.
Воздухоочистители состоят из корпуса, нижняя часть которого образует
масляную ванну. Корпус воздухоочистителя сварен из уголков и обшит
штампованным листовым металлом. На стороне, обращенной к стенкам кузова,
имеется проем для забора воздуха снаружи. Дверки люков 1 для забора
воздуха из машинного помещения расположены на торцовых стенках корпуса.
Для заправки воздухоочистителя маслом предусмотрена горловина 10. К
задней торцовой стенке приварен фланец, к которому через паронитовую
прокладку присоединен алюминиевый патрубок 9 воздуховода. На наклонной
стенке воздухоочистителя, обращенной к дизелю, находится съемный люк 7
для доступа к неподвижным и подвижным очистительным секциям. Ниже для
контроля за уровнем масла в корпусе воздухоочистителя имеется
маслоуказательное стекло 6. К нижней части корпуса примыкает
грязесборник. От него под раму тепловоза проходит сливная труба 12 с
запорным вентилем 13.
В корпусе воздухоочистителя размещены две ступени фильтрующих элементов.
Первая ступень — это четыре подвижные секторообразные кассеты,
помещенные в круглом сварном каркасе колеса воздухоочистителя 5.
Рис. 175. Установка воздухоочистителей
1 — дверка для забора воздуха из кузова; 2, 3— левый и правый
воздухоочистители; 4 — неподвижные кассеты; 5 — колесо
воздухоочистителя; 6— маслоуказательное стекло; 7 —съемный люк; 8 —
привод колеса; 9 —патрубок; 10 — заправочная горловина; И, 15 — люки для
очистки грязесборника; 12 сливная труба; 13 » запорный вентиль; 14 —
заглушка; 16 кассеты дополнительной очистки воздуха