На напорной трубе между компрессором и первым главным резервуаром
установлены два предохранительных клапана 17 (см. рис. 157),
предназначенных для предупреждения повышения давления в главных
резервуарах. Клапаны 17 уел. № Э-216 регулируют на давление 10,7
кгс/см2.
Запас воздуха, необходимый для нормальной работы тормоза и аппаратов
системы управления, обеспечивают установленные на каждой секции
тепловоза четыре главных резервуара 19 объемом по 250 л. При охлаждении
сжатого воздуха в них выделяются конденсат и масло, попавшие из
компрессора, которые удаляют через спускные краны 20. На главных
резервуарах установлены фирменные таблички с указанием номера
резервуара, завода-изготовителя, года изготовления, допускаемого
давления, места и даты гидравлического испытания.
Воздух от масла очищается маслоотделителем уел. № Э-120Т, а перед
электропневматическим клапаном автостопа 3, перед краном
вспомогательного тормоза и регулятором ЗРД — дополнительно фильтрами
уел. № Э114.
Для управления автоматическими тормозами поезда применен кран машиниста
уел. № 394, имеющий шесть фиксированных положений: I — отпуск и зарядка;
II — поездное с автоматической ликвидацией сверхзарядки; III — перекрыша
без питания магистрали; IV — перекрыша с питанием тормозной магистрали;
V — служебное торможение и VI положение — экстренное торможение. На
кране имеется редуктор, винтом которого можно регулировать величину
зарядного давления тормозной магистрали, поддерживаемого краном
машиниста при поездном положении, и стабилизатор, регулирующий время
ликвидации сверхзарядки. Для работы крана установлен уравнительный
резервуар 6 объемом 20 л.
До 1967 г. на тепловозах 2ТЭ10Л устанавливались краны машиниста уел. №
222 с уравнительным резервуаром 8,2 л и резервуаром времени объемом 20
л. Перед резервуаром времени устанавливался кран для отключения его при
ведении пассажирского поезда и при движении поезда по крутому спуску. У
крана уел. № 394 роль резервуара времени выполняет стабилизатор.
Прямодействующим тормозом тепловоза управляют краном вспомогательного
тормоза уел. № 254, имеющим отпускное, поездное и четыре тормозных
положения На каждой ступени торможения независимо от утечек в магистрали
тормозных цилиндров давление поддерживается автоматически.
Для автоматического тормоза на тепловозе установлен
воздухораспределитель 29 (уел. № 270-005-1). Он имеет переключатель
грузовых режимов с метками: П — порожний, С — средний и Г — груженый, а
также переключатель режимов отпуска с метками Р — равнинный и Г —
горный.
До 1968 г. устанавливались воздухораспределители уел. № 270-002.
В комплект воздухораспределителя входят главная и магистральная части и
камера, от которой идут отводы к тормозной магистрали, к запасному
резервуару 27 объемом 55 л и магистрали блокировки тормозов с
резервуаром стабильности 28 объемом 5 л. Резервуар стабильности
ликвидирует резкие колебания давления в тормозных цилиндрах при
торможении и отпуске краном машиниста.
Для перепуска воздуха из тормозной магистрали в один отключенный главный
резервуар при транспортировке тепловоза в недействующем состоянии
установлен разобщительный кран и обратный клапан 21 (уел. № Э-175).
Чтобы создать подвижное соединение между закрепленной на раме
магистралью вспомогательного тормоза и установленными на тележке
тепловоза тормозными цилиндрами, применены рукава 26 (Р32 ГОСТ 2593—61).
Межтепловозное соединение магистралей, соединение тормозной магистрали
тепловоза и вагонов осуществляются соединительными рукавами 1 и 24.
Чтобы предохранить рукава межтепловозного соединения от перетирания, они
покрыты оплеткой из проволоки. Для перекрытия концов магистралей
тормозной, питательной, блокировки тормозов и вспомогательного тормоза
стоят концевые краны 23 (уел. № 190). Контроль давлений, возникающих в
тормозной системе, осуществляется по манометрам, установленным в кабине
машиниста на пульте управления. Манометр 9 питательной магистрали
показывает давление воздуха в главных резервуарах и позволяет следить за
включением и выключением тормозного компрессора. По манометру 8
контролируется давление в тормозной магистрали.
Величина разрядки тормозной магистрали поезда устанавливается по
манометру уравнительного резервуара. Давление воздуха в тормозных
цилиндрах тепловоза определяется по отдельному манометру 8. На
нескольких тепловозах 2ТЭ10Л выпуска 1967 г. установлены опытные
двухстрелочные манометры типа МТП381 в корпусе диаметром 100 мм класса
точности 1,6, у которых по красной стрелке контролируют давление в
тормозной магистрали, а по черной — в питательной.
От тормозной магистрали воздух подводится к скоростемеру 13 типа CJI-2M.
Связь автоматической локомотивной сигнализации с тормозной системой
осуществляется через электропневматический клапан 3 уел. № ЭПК-150Е.
Если не выполняются необходимые действия по торможению поезда при
соответствующем показании путевого сигнала, электропневматический клапан
соединяет тормозную магистраль с атмосферой и происходит экстренное
торможение поезда.
Для автоматического сброса нагрузки дизеля при понижении давления в
тормозной магистрали ниже 3 кгс/см2 применен регулятор давления 2 (типа
АК 11Б). Он же не дает возможность вновь дать нагрузку дизель-генератору
до тех пор, пока в тормозной магистрали давление не поднимется до 5_0,2
кгс/см2.
Для обеспечения безопасности движения и надежности работы тормозных
аппаратов в аварийном режиме (до отключения неисправного участка
системы) в случае обрыва рукавов 24 и 26 перед ними, кроме рукавов
тормозной магистрали, ставятся калибровочные шайбы: на питательной
магистрали — диаметром
12 мм, вспомогательного тормоза, блокировки тормозов и перед тормозными
цилиндрами — 7 мм.
Для автоматического выключения тяги при нарушении плотности тормозной
магистрали поезда (обрыв или расцепление соединительных рукавов и т. п.)
и сигнализации машинисту на воздухораспределителе между камерой и
главной частью устанавливается пневмоэлектрический датчик 30 уел. № 418
контроля состояния магистрали. При нарушении плотности магистрального
трубопро-вода заряженного тормоза датчик замыкает цепь сигнальной лампы,
расположенной на пульте, и отключает тягу. Такое положение сохранится до
приведения в действие тормоза. При наполнении тормозных цилиндров
тепловоза датчик выключает сигнальную лампу, а тяга остается отключенной
до полного отпуска тормозов тепловоза.
Для синхронизации работы кранов машиниста при обслуживании сдвоенных
грузовых поездов в схему введен трехходовой кран 11 уел. № 195 и
концевой кран К24 с соединительным рукавом.