Центробежный водяной насос установлен в левой (по ходу тепловоза) нижней
части опорной плиты насосов дизеля. Производительность его 150 м3/ч при
2060 об/мин (850 об/мин дизеля) и напоре 3,2 кгс/см2.
Насос (рис. 60) имеет чугунную станину 8, где на двух шарикоподшипниках
9 и 12 установлен вал 11.
На вал надеты втулка-отражатель 16, отражательное кольцо 13, распор-ная
втулка 10 и шестерня 5. Весь комплект прижат к бурту вала гайкой 2 с
шайбой 3 и застопорен шплинтом 1. Подшипник 9, закрепленный стопорной
планкой 7, удерживает вал 11 от продольных смещений. Шестерня и
подшипники смазываются брызгами масла, попадающего из отсека управления.
Внутренняя полость станины закрывается фланцем 14 на прокладке 32.
Чтобы избежать утечек масла по зазору между фланцем 14 и втулкой 16, на
валу насажено маслоотражательное кольцо 13. Масло, попавшее на кольцо,
центробежной силой отбрасывается в кольцевой зазор между подшипником 12
и фланцем 14 и по стенкам стекает через паз в полость станины. Кроме
того, на втулке 16 нарезана левая двухзаходная трапецеидальная резьба,
по которой масло сгоняется обратно в кольцевой зазор.
Для предупреждения попадания воды в подшипниковую полость станины втулка
16 имеет отражательный бурт.
К станине на восьми шпильках крепится чугунный корпус 23 насоса. В
корпус вставлено рабочее колесо 22 с лопатками, загнутыми назад (водяной
насос тепловоза ТЭЗ имеет колесо с радиальными лопатками). С валом 11
колесо соединено сегментной шпонкой 21 и закреплено фигурной гайкой 39.
Последняя имеет левую резьбу, обратную направлению вращения. Левая
резьба и стопорная шайба 38 удерживают гайку от самоотвинчивания.
Чтобы исключить утечки воды из насоса, между колесом и задней стенкой
корпуса установлено самоподвижное сальниковое уплотнение, состоящее из
текстолитового уплотнительного кольца 18, резинового уплотнительного
кольца 19 и пружины 20, изготовленной из стали 4X13. Латунная обойма 37
обжимает резиновое кольцо по валу, а обойма 36 установлена под пружину
20.
Текстолитовое кольцо 18 своими шипами входит в вырезы рабочего колеса и
вращается вместе с ним, скользя по торцовой поверхности втулки 17,
запрессованной в корпус.
Втулка изготовлена из нержавеющей стали 3X13. Уплотняющие торцы втулки и
текстолитового кольца имеют поясок прилегания шириной не менее 5 мм.
Через сальник допускается течь воды не более 60 капель в 1 мин. Вода,
просочившаяся в местах неплотности прилегания деталей, через штуцер 35
сливается в бачок, а оттуда под раму тепловоза.
К корпусу на восьми шпильках крепится головка 24, через центральное
отверстие которой вода поступает на рабочее колесо и центробежной силой
направляется в нагнетательную магистраль водяной системы дизеля.