Опыт эксплуатации гидромуфты привода вентилятора холодильной камеры
показал, что при выключенной гидромуфте (черпаки разведены) вентилятор
имеет большую остаточную частоту вращения, достигающую 350 об/мин. Это
происходит из-за того, что масло питания гидромуфты продолжает
циркулировать и при разведенных черпаках.
Большая остаточная частота вращения вентилятора вызывает переохлаждение
воды и масла дизеля, особенно в зимний период. Чтобы исключить это,
тепловозы начали оборудовать запорным клапаном, который автоматически
перекрывает доступ масла в гидромуфту при закрытии всех жалюзи.
Остаточная частота вращения в этом случае снижается до 50 — 80 об/мин.
В корпус 3 запорного клапана (рис. 57) запрессовано латунное седло 16. К
седлу притерт клапан 6, прижатый пружиной 4. Со стороны масла шток
клапана 6 уплотняется полипропиленовым поршнем 7.
Открывается клапан под действием воздуха, поступающего в пневмоцилиндр
13 от электропневматического вентиля верхних жалюзи. При этом поршень 14
перемещает шток 15, который через поршни 8 и 7 открывает клапан 6,
пропуская масло на питание гидромуфты. Так как верхние жалюзи
закрываются сразу же при закрытии боковых жалюзи воды и масла (см. главу
«Система автоматического регулирования температуры воды и масла
дизеля»), то доступ воздуха в цилиндр прекращается и клапан 6 закрывает
поступление масла в гидромуфту.
Передний подшипниковый узел гидромуфты смазывается через отверстие А
диаметром 1,5 мм, выполненное в клапане 6. На тепловозах с запорным
клапаном вентиль 38 следует перекрывать.