Для циркуляции смазки под действием на дизеле установлен шестеренчатый
масляный насос (рис. 54) производительностью 120 м3/ч при 1510 об/мин и
давлении 5 кгс/см2.
Чугунный корпус насоса имеет два патрубка с фланцами. К одному из них-
масло подводится из поддизельной рамы, а по другому оно нагнетается в
масляную систему. В механически обработанную внутреннюю полость корпуса
вставлены две косозубые шестерни 11 и 12, изготовленные из стали 38ХС.
Шпильками через уплотнительные лакотканевые прокладки к корпусу
притянуты две подшипниковые планки 8 и 13, изготовленные из
антифрикционного чугуна АСЧ41. Для лучшей приработки планки фосфатируют.
В планки вставлены четыре роликоподшипника 19, являющиеся опорами
косозубых шестерен. Соосность гнезд подшипников и поверхности корпуса
обеспечивается сборкой в специальном приспособлении с последующей
фиксацией четырьмя коническими штифтами 25 (по два на каждую планку).
Штифты 25 и наружные кольца роликоподшипников удерживаются от выпадания
с левой стороны планкой, с правой — крышкой 15.
Суммарный торцовый зазор между подшипниковой планкой 13 и шестернями
должен быть 0,151—0,258 мм, а суммарный боковой зазор между зубьями
косозубых шестерен, прижатых к одному торцу насоса, —0,25—0,6 мм.
На шлицы левого хвостовика ведущей шестерни 11 насажен зубчатый поводок
18, закрепленный гайкой со штифтом. На правый хвостовик надеты шайба 20
и шариковый подшипник 21, который через шайбу закреплен корончатой
гайкой со шплинтом.
Подшипник 21, упирающийся наружным кольцом в поршень 16, воспринимает
осевую силу, возникающую при работе насоса. При этом поршень от
перемещения удерживается давлением масла, поступающего по каналам из
нагнетательной полости насоса в объем Б.
От проворота поршень удерживается штифтом. Одним концом он запрессован в
поршень, а другим вставляется в отверстие крышки 15. Крышка фиксирована
двумя диагонально расположенными коническими штифтами 27.
Нижние подшипники ведомой шестерни имеют одинаковое крепление, состоящее
из шайбы 22, притянутой к подшипнику двумя болтами. Болты от
проворачивания удерживаются стопорной шайбой.
Масло, поступающее на смазку подшипников и проникшее по зазору поршня 16
из полости крышки, уходит по каналу В в картер дизеля.
На корпусе установлен предохранительный клапан. Его корпус 3 расположен
внутри отсека управления. Клапан 7 двумя пружинами 5 и 6 прижат к
притертому с ним седлу. Регулировка нажатия пружин производится нажимной
гайкой 4, застопоренной после регулировки шплинтом. Клапан регулируется
на давление 5,5 кгс/см2. При превышении давления поршень перемещается
влево, пропуская масло из нагнетательной полости насоса в картер дизеля.
Масляный насос установлен на опорной плите насосов на уплотнительной
прокладке 9.