Водяная система дизеля 10Д100 тепловоза 2ТЭ10Л

  Главная      Учебники - Тепловозы     Тепловоз 2ТЭ10Л (издание второе) - 1974 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  ..

 

 

Водяная система дизеля 10Д100 тепловоза 2ТЭ10Л


Схема системы

Высокая температура газов, возникающая при сгорании топлива, может вызвать резкое ухудшение условий смазки трущихся частей и значительные термические напряжения в деталях дизеля, если их не охлаждать.

В дизеле 10Д100 для охлаждения деталей, соприкасающихся с горячими газами, используется вода и только поршни охлаждаются маслом. Вода используется также для охлаждения наддувочного воздуха, что благоприятно сказывается на тепловом режиме цилиндро-поршневой группы и увеличивает весовой заряд воздуха, поступающего в цилиндры. Обе эти системы имеют свои контуры циркуляции, не связанные друг с другом.

Системы полностью заполнены водой и через расширительный водяной бак, который расположен на крыше холодильной камеры, соединены с атмосферой. Бак разделен вертикальной перегородкой на две емкости (одна для водяной системы дизеля, другая для входной системы наддувочного воздуха)

Через него отводится в атмосферу воздух во время заполнения систем водой и пар, появляющийся от испарения циркулирующей горячей воды. Кроме того, при расширении во время нагрева вода из системы поступает в бак, а из него пополняется система (испарения и утечки воды).

Охлаждение воды дизеля и наддувочного воздуха происходит в секциях радиаторов, установленных в холодильнике.

В холодное время года горячая вода дизеля используется для обогрева кабины машиниста, топлива в топливоподогревателе и воды в бачке санузла. Температуру в системе контролируют по электротермометру, установленному на пульте управления. Температура должна быть в пределах 65—80° С.

Однако при высокой температуре наружного воздуха допускается эксплуатация тепловоза с температурой воды до 92° С (на тепловозах с теплообменником до 95°С). Превышение не допускается, так как возможен перегрев дизеля. Для предупреждения этого на тепловозе установлено термореле, которое снимает нагрузку с дизеля при достижении температуры 95° С.

Для измерения температуры воды наддувочного воздуха имеется капиллярный аэротермометр, установленный на щите приборов в дизельном помещении.

Схема водяной системы с воздушно-масляным охлаждением приведена на рис. 58. Циркуляция воды в контуре охлаждения дизеля создается центробежным насосом 20. Нагретая вода из дизеля по трубе 18 поступает в секции

1 холодильника, где охлаждается и по всасывающей тр убе 37 подается к насосу. Частично по-трубе 2 вода отводится к четырем секциям 44 правого блока холодильника, откуда идет на всасывание по трубе 45.

Водяной бак 7 соединен со всасывающей магистралью трубой б, а с атмосферой— вестовой трубой 5.

Чтобы исключить в системе образование воздушных и паровых пробок, паровоздушная смесь отводится в водяной бак по трубам 10 и 17, расположенным в самом высоком месте трубопровода. От водяного коллектора дизеля по трубе 27 вода подается к грелкам ног машиниста и к отопительной установке кабины. По трубе 26 вода отводится во всасывающую магистраль. Для отключения грелок пользуются вентилями 22, 24, а при отключении всей системы необходимо перекрыть вентили 19 и 29 я слить воду через вентиль 25.

Топливо подогревается горячей водой, поступающей в топливо подогреватель 12 по трубе 14, а уходит в систему по трубе 11. Вода в бачке санузла 15 обогревается горячей водой по трубе 16.

Терморегулятор 43 автоматического регулятора числа оборотов вентилятора холодильника омывается водой, проходящей по трубе 3.

Для охлаждения наддувочного воздуха с обеих сторон дизеля установлены два водо-воздушных охладителя 28, к которым центробежным насосом 33 (производительностью 100 м3/ч при 850 об/мин дизеля) подводится вода по трубе. Нагретая горячим воздухом вода по трубам 30 направляется к секциям 40 холодильника, где охлаждается и по трубе 38 засасывается насосом.

Расширительный бак соединен со всасывающей магистралью трубой 39. Паровоздушная смесь отводится в бак по трубе 35, откуда попадает в атмосферу по вестовой трубе 5 (в верхней части вертикальной перегородки, делящей бак на две емкости, имеются отверстия для пропуска паровоздушной смеси).

На рис. 59 представлена схема водяной системы с водо-масляным охлаждением. Масло в водо-масляном теплообменнике охлаждается водой контура охлаждения наддувочного воздуха. Поэтому количество секций радиаторов увеличено по сравнению с контуром охлаждения наддувочного воздуха при воздушно-масляном охлаждении. Часть секций располагается с левой стороны шахты и соединена с основным блоком (правая сторона шахты) трубами 45 и 46.

Вода из холодильника по трубе 38 поступает в теплообменник, откуда забирается водяным насосом 33. Дальнейшее движение воды соответствует тому, что было изложено при описании схемы рис. 58.

Обозначения под рис. 59 соответствуют аналогичным узлам рис. 58.

 

Вода в системе должна быть пресной, кипяченой, хорошо отстоянной, без механических примесей, с добавлением антикоррозионных присадок. Заправка производится под давлением через соединительные головки 4 или 36. Систему можно заправить с любой стороны тепловоза. Для этого необходимо открыть вентиль 42, соединяющий обе емкости водяного бака» Заправку можно производить и через заправочную горловину 9. В холодное время года систему заливают подогретой водой. Это предохраняет ее от размораживания и улучшает условия пуска.

Сливают воду через головки 4 я 36 при открытых вентилях. Из рубашек выпускных коллекторов дизеля вода выпускается через краны 21 и 31, а из топ-ливоподогревателя — через вентиль 8. В холодное время года из бачка 34, где собирается вода, попавшая из сальников водяных насосов, слив производится периодически. После слива основной массы воды необходимо отвернуть сливные пробки, расположенные на корпусах водяных насосов и трубах 3 и 41 в схеме рис. 58 или 3, 16, 41 и 46 в схеме рис. 59.

Чтобы исключить неравномерность охлаждения дизеля, воду сливают при температуре не выше 40—45° С. Во избежание замерзания выпускных отверстий в холодное время года воду сливают теплой.

 

 

 

 

Рис. 58. Схема водяной системы с воздушно-масляным охлаждением
1 — секции радиаторов охлаждения воды дизеля; 2, 3, 6, 10, 11, 14, 16, 17, 18, 26, 27, 30, 35, 38, 39, 41, 45 — трубы; 4, 36—соединительные головки; 5 — вестовая труба; 7 — водяной бак; 8, 13, 19, 22—25, 29, 32, 42 вентили; 9 — заправочная горловина; 12 — топливоподогреватель; 15 — бачок санузла; 20 — центробежный насос; 21, 31 — краны; 28 — охладитель;
33 — центробежный насос; 34 — бачок; 37 — всасывающая труба; 40 — секции радиаторов охлаждения наддувочного воздуха; 43 — терморегулятор; 44 — дополнительные секции радиаторов охлаждения воды дизеля

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 59. Схема водяной системы с водо-масляным охлаждением
1 — секции радиаторов охлаждения воды дизеля, 3, 6, 10, 14, 16, 17, 18, 26, 27, 30, 35, 38, 39, 41, 45, 46 — трубы; 4, 36 — соединительные головки; 5 — вестовая труба; 7 — водяной бак; 8, 13, 19, 22, 23, 24, 25, 29, 32, 42 вентили; 9 — заправочная горловина; 12 — топлнвоподогреватель; 15 — бачок санузла; 20 — центробежный насос;
28 — охладитель наддувочного воздуха, 31 — кран
33 — центробежный насос;
34 — бачок, 37 — всасывающая труба, 40 — секции радиаторов охлаждения воды наддувочного воздуха; 43 — терморегулятор

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  ..