ПРИВОД РЕГУЛЯТОРА И ТАХОМЕТРА ДИЗЕЛЯ 10Д100
ТЕПЛОВОЗА 2ТЭ10Л
Привод регулятора и тахометра (рис. 35) представляет собой редуктор,
состоящий из конической и двух винтовых зубчатых передач, помещенных в
корпусе 9, который установлен на плите насосов. Вал 33 привода шлицевой
муфты связан с винтовой шестерней узла привода масляного насоса и лежит
в двух шарикоподшипниках 6 и 29. Для восприятия осевых усилий наружное
кольцо подшипника 29 зажато фланцем 31 в стакане 30. За одно целое с
валом 33 выполнена и коническая шестерня, входящая в зацепление с
шестерней /7, закрепленной шпонкой 20 на валу 8. В средней части вала 33
на шпонке 5
посажена винтовая шестерня 28, находящаяся в зацеплении с шестерней вала
16 и шестерней 40, зафиксированной штифтом на валу 18. Внутренние кольца
шарикоподшипников 6 ч 29 с шестерней 28 зафиксированы на валу 33 гайкой
32, удерживаемой от отвертывания шплинтом 2. Боковой зазор между зубьями
конических шестерен регулируется изменением толщины пакета прокладок 3,
установленных между корпусом привода и стаканом 30. Пустотелый вал 8
вращается в двух шарикоподшипниках 7 и 26. Внутреннее кольцо
шарикоподшипника 26 зажато гайкой 23 со стопорной шайбой 25. Наружное
кольцо подшипника установлено в стакане 27 и зажато крышкой 24
подшипника. Этот подшипник является радиально-упорным. На внутренней
поверхности вала 8 нарезаны шлицы.
Вал 16 вращается в двух шарикоподшипниках 15 и 41, которые перемещаются
в осевом направлении. В отверстиях вала 16 с обеих сторон установлены
тарелки, крепящие внутренние кольца подшипников 15 и 41. Сами тарелки на
валу 16 закреплены штифтами. Вал 11 привода тахометра вращается в двух
шарикоподшипниках 12 и 13, нижняя часть его имеет тарельчатую форму.
Своей верхней частью вал 11 соединен с гибким валиком механического
тахометра двигателя.
Чтобы включить тахометр, необходимо нажать кнопку, обеспечив доступ
воздуха к приводу. При нажатой кнопке масло под давлением воздуха через
угольник 22, ввернутый в крышку 21, заполняет пространство под поршнем
19. Перемещаясь вверх, под давлением масла поршень 19 через
шарикоподшипник 41 перемещает вместе с шарикоподшипником 15 вращающийся
вал 16, сжимая пружину 14 до тех пор, пока не будет выбран зазор между
тарелками валов 11 и 16. За счет трения между тарелками вращение от вала
16 будет передаваться через вал И гибкому валику тахометра.
При отпускании кнопки прекращается доступ воздуха, в результате чего
падает давление масла. Пружина 14 раздвигает тарелки валов 11 и 16,
тахометр выключается.
Вал 18 служит для ручного замера числа оборотов вала двигателя. Он
вращается в двух шарикоподшипниках 37 и 39. Их наружные кольца
расположены в стакане 36, а между внутренними кольцами установлена
втулка 38. Хвостовик вала 18, уплотненный в стакане 36 сальником 35,
имеет отверстие с конусом, к поверхности которого во время замера числа
оборотов вала дизеля
прижимается наконечник ручного тахометра. Боковой
зазор в зацеплениях винтовых шестерен обеспечивается методом подбора в
процессе сборки. Смазка всех деталей привода осуществляется
разбрызгиванием масла, заливаемого через штуцер 10 перед установкой
привода на дизель и в процессе эксплуатации в количестве 0,5 кг.