Во внутренней полости блока при работе дизеля должно быть разрежение
10—40 мм вод. ст. Это осуществляется отсосом газов из картера во
всасывающие полости турбокомпрессора через два маслоотделителя,
установленные на верхней крышке блока.
Маслоотделитель (рис. 40) состоит из корпуса 5, верхняя часть которого
закрыта крышкой 1 и уплотнена прокладкой 3. В корпусе 5 расположены
четыре конуса: верхний 6, средний 7, нижний 8, сборный 9, и фильтрующая
кассета 4. Все конусы соединены между собой ребрами соответственно 17,
16, 15, образуя щели равной величины.
Сборный конус 9 с наружной стороны имеет четыре ребра 14, которыми
крепится к конусной части корпуса 5, а внутренняя часть совместно с
конусом
11 образует закрытый объем, куда выведены сливные трубки 12, 13, 18.
Крышка 1 имеет верхнюю кассету 2, плотно зажатую обечайками 20 и 25, а
также фланец 26 с подсоединенной трубкой отсоса воздуха. Верхняя кассета
2 отличается от нижней кассеты 4 более пологим конусом—наличием двух
верхних сеток— проволочной 23 (величина ячеек 1,2 мм) и специально
изготовленной 24 (величина ячеек 1,5 мм). В каждой кассете между верхней
и нижней сетками находится 120 г канители 19, 22 (проволока диаметром
0,25 мм). Работает маслоотделитель по принципу резкого изменения
направления потока всасываемого воздуха из блока.
Воздух с маслом, проходя щели в конусах 2 раза, изменяет направление,
благодаря чему масло оседает в ваннах конусов. По трубкам 10, 13, 18
масло попадает в сборный конус, откуда удаляется самотеком в блок дизеля
через трубку 12.
Частично очищенный воздух проходит две кассеты 4, 2, где задерживаются
еще более мелкие частицы масла. Так как на дизеле установлены два
маслоотделителя, следует следить за равномерностью прохождения воздуха
через каждый из них. Необходимая подрегулировка производится подбором
диафрагм 28, устанавливаемых между фланцами 30, 26 и прокладками 27, 29.
Диаметр диафрагм не должен превышать 22 мм.