Поршень дизеля 10Д100 тепловоза 2ТЭ10Л

  Главная      Учебники - Тепловозы     Тепловоз 2ТЭ10Л (издание второе) - 1974 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

 

 

 

Поршень дизеля 10Д100 тепловоза 2ТЭ10Л

 

 


Стакан 1 поршня (рис. 15) представляет собой отливку из специального чугуна с донышком 10 вогнутой формы, обеспечивающей лучшее перемешивание воздуха с топливом. Для увеличения интенсивности охлаждения внутренняя поверхность донышка выполнена оребренной. Боковая поверхность поршня для лучшей приработки, предупреждения задира поршня и втулки цилиндра, уменьшения износа поршня и втулки покрыта слоем олова толщиной 0,02—0,03 мм. На боковой поверхности имеются семь канавок —четыре вблизи донышка 10 и три на тронковой (нижней) части поршня. В четырех верхних канавках установлены компрессионные кольца 9, а в нижних

трех — маслосрезывающие кольца 2 и 3. В местах расположения маслосрезывающих поршневых колец в тронке просверлены три ряда сквозных отверстий. Два нижних ряда выполнены большого диаметра и отводят масло от разрезных поршневых колец. Верхний ряд отверстий просверлен по перемычке между канавками маслосрезывающих колец 2 и 3. На донышке поршня имеются две выемки для факелов топлива, впрыскиваемого форсунками.

Нижний поршень дизеля отличается от верхнего удлиненной частью низа юбки. Она расположена в плоскости, перпендикулярной оси поршневого пальца 12, и необходима для разгрузки тронка от боковых усилий. Вставка 5 поршня отлита из чугуна и имеет расточку под поршневой палец, полость для размещения верхней головки шатуна, расточку под уплотнительную ползушку 6 с пружиной 7 и в нижней части опорный пояс, по которому вставка центрируется в поршне.

Для регулировки степени сжатия между вставкой и донышком поршня устанавливают прокладки 8. Масло на охлаждение поршней подводится от коленчатого вала по продольному каналу в шатуне к уплотнительной ползушке 6. Циркулируя по каналу в донышке, масло, охладив центральную часть головки поршня, попадает в полость между поршнем и вставкой и по отверстиям в ней стекает в картер дизеля. При работе дизеля масло, находящееся между вставкой и поверхностью юбки поршня (ниже сливных отверстий во вставке), во время прохождения поршнем внутренней мертвой точки разбрызгивается (взбалтывается) силами инерции, омывая периферийную поверхность донышка поршня и охлаждая его. Таким образом, поршень охлаждается комбинированным способом: циркуляционным—в центре донышка и «взбалтыванием» — на периферии головки.

Компрессионные поршневые кольца 9 изготовлены из специального чугуна и служат для уплотнения камеры сгорания. Чтобы улучшить приработку к зеркалу цилиндра и предохранить его от задира, в канавки компрессионных колец запрессованы бронзовые вставки. Выступание вставок у новых колец над чугуном равно 0,01 — 0,05 мм. На поршне установлены маслосрезывающие кольца двух типов. Верхнее маслосрезывающее кольцо 3, кроме своей основной функции, служит для дополнительного уплотнения от проникновения газов в картер. Для большей плотнрсти верхнее кольцо имеет замок ступенчатой формы, у двух нижних колец — замок косой. Маслосрезывающие кольца сделаны из специального чугуна (такого же, как и компрессионные). Наружная поверхность их выполнена в виде скребка. Для лучшей приработки к зеркалу цилиндра маслосрезывающие кольца покрыты тонким слоем олова.

Поршневой палец 12 плавающего типа представляет собой толстостенную трубу, изготовленную из легированной стали с цементированной и полированной наружной поверхностью. Поршневой палец опирается на две бронзовые втулки 4, запрессованные в расточку вставки 5 поршня. Осевое перемещение
пальца ограничено приливами на внутренней поверхности поршня. Ползушка 6 служит для уплотнения полости охлаждающего масла в месте соединения шатуна с поршнем.

Начиная с 1971 г., дизели 10Д100 выпускаются с поршнем типа ЗА, в котором посредством некоторых конструктивных изменений улучшена работа поршневой группы. Основное отличие поршня ЗА (рис. 16) от поршня прежних выпусков заключается в следующем:

донышко поршня имеет радиально расходящиеся ребра 2 (см. рис. 16) взамен спирали, что улучшило охлаждение головки поршня маслом и снизило температуру колец;

изменена геометрия наружной поверхности юбки, чем улучшено прилегание поршня к втулке, а также снижен задир поршня;

увеличено количество ребер 1 (рис. 17) во вставке, что снизило напряжение в галтелях против второго ручья и улучшило охлаждение поршня за счет интенсивного «взбалтывания» масла;

применены шпильки 3 (см. рис. 16) с буртом, что уменьшило образование трещин в бонках поршня;

установлены в первой и третьей канавках нижнего поршня хромированные кольца из высокопрочного чугуна, что полностью устранило их поломку.

 

 

 

Рис. 15. Нижний поршень
I — стакан поршня; 2, 3 — маслосрезывающие кольца; 4 — бронзовая втулка; 5 — вставка; 6 — ползушка; 7 — пружина; 8 — прокладка; 9 — компрессионное кольцо; 10— донышко поршня; 11 — шпилька; 12 — палец; 13 — отверстие для истечения масла

 

 

 

 

 

Рис. 16. Головка поршня ЗА
1 — донышко поршня; 2 — ребро поршня; 3 — шпилька с буртом; 4 — хромированное кольцо, 5 — вставка

 

 

 

 

 

Рис. 17. Вставка поршня
1 — ребро; 2 — отверстие под шпильку

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..