Шатуны дизеля 10Д100 тепловоза 2ТЭ10Л

  Главная      Учебники - Тепловозы     Тепловоз 2ТЭ10Л (издание второе) - 1974 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

  

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

 

 

 

Шатуны дизеля 10Д100 тепловоза 2ТЭ10Л

 


Нижний и верхний шатуны дизеля одинаковы по конструкции и отличаются только длиной стержня: нижний шатун длиннее верхнего. Шатуны изготовлены из стали 40ХФА. Стержень 5 шатуна (рис. 14) двутаврового сечения. В средней его части для прохода масла от нижней головки к верхней просверлены продольный и два косых канала. В верхнюю головку шатуна запрессована втулка 4, состоящая из двух неразъемных частей — наружной стальной и внутренней бронзовой. На наружной поверхности бронзовой втулки для подвода масла к поршневому пальцу имеется кольцевая канавка а и восемь радиальных отверстий.

Для улучшения распределения масла внутренняя поверхность бронзовой втулки имеет по всей опорной поверхности винтовые канавки. Шаровая поверхность верхней головки шатуна притерта совместно с ползушкой поршня. Нижняя головка шатуна разъемная. Крышка 1 крепится двумя шатунными болтами 2 с корончатыми гайками 3. Шатунные болты из стали 20ХНЗА имеют в средней части пояски для центровки шатуна 20

и крышки. На цилиндрической поверхности шатунного болта сделана лыска, препятствующая проворачиванию болта при затяжке гайки. Нижняя головка растачивается вместе с крышкой. В нижней головке установлены бронзовые вкладыши 6, залитые баббитом. Нерабочая половинка подшипника имеет в середине канавку. Рабочая половинка вкладыша выполнена беска-навочной, чтобы в зоне максимальных нагрузок подшипник не был ослаблен. Для подвода масла к верхней головке шатуна и охлаждения поршня с обеих сторон вкладыша имеются короткие канавки и косые каналы, совпадающие с соответствующими косыми каналами в шатуне. Штифты 7 на нерабочей половинке вкладыша служат для фиксации его от проворачивания.

Следует помнить, что рабочая половинка вкладыша дизеля 10Д100 отличается от таких же вкладышей 2Д100 и дизелей ЮД100 первых выпусков, у которых рабочая и нерабочая половинки одинаковы и имеют канавку, как на нерабочей половинке вкладыша 10Д100.

Опыт эксплуатации дизелей 10Д 100 первых выпусков показал малую работоспособность шатунных вкладышей из-за недостаточной их несущей способности. При работе дизеля 10Д100 с канавочными вкладышами возникали режимы полусухого трения, в результате чего происходило их разрушение Внедрение бесканавочного вкладыша повысило несущую способность в 2— 2,5 раза, полностью устранило режимы полусухого трения и обеспечило надежную работу этого узла.

 

 

 

 

 

Рис. 14. Шатун
1—крышка нижней головки; 2 —шатунный болт; 3—гайка; 4 — втулка верхней головки; 5 — стержень; 6 — шатунный вкладыш; 7 — штифт; а — кольцевая канавка; в— масляный канал

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..