содержание ..
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19 20 ..
Шатуны дизеля
10Д100 тепловоза 2ТЭ10Л
Нижний и верхний шатуны дизеля одинаковы по конструкции и отличаются
только длиной стержня: нижний шатун длиннее верхнего. Шатуны изготовлены
из стали 40ХФА. Стержень 5 шатуна (рис. 14) двутаврового сечения. В
средней его части для прохода масла от нижней головки к верхней
просверлены продольный и два косых канала. В верхнюю головку шатуна
запрессована втулка 4, состоящая из двух неразъемных частей — наружной
стальной и внутренней бронзовой. На наружной поверхности бронзовой
втулки для подвода масла к поршневому пальцу имеется кольцевая канавка а
и восемь радиальных отверстий.
Для улучшения распределения масла внутренняя поверхность бронзовой
втулки имеет по всей опорной поверхности винтовые канавки. Шаровая
поверхность верхней головки шатуна притерта совместно с ползушкой
поршня. Нижняя головка шатуна разъемная. Крышка 1 крепится двумя
шатунными болтами 2 с корончатыми гайками 3. Шатунные болты из стали
20ХНЗА имеют в средней части пояски для центровки шатуна 20
и крышки. На цилиндрической поверхности шатунного
болта сделана лыска, препятствующая проворачиванию болта при затяжке
гайки. Нижняя головка растачивается вместе с крышкой. В нижней головке
установлены бронзовые вкладыши 6, залитые баббитом. Нерабочая половинка
подшипника имеет в середине канавку. Рабочая половинка вкладыша
выполнена беска-навочной, чтобы в зоне максимальных нагрузок подшипник
не был ослаблен. Для подвода масла к верхней головке шатуна и охлаждения
поршня с обеих сторон вкладыша имеются короткие канавки и косые каналы,
совпадающие с соответствующими косыми каналами в шатуне. Штифты 7 на
нерабочей половинке вкладыша служат для фиксации его от проворачивания.
Следует помнить, что рабочая половинка вкладыша дизеля 10Д100 отличается
от таких же вкладышей 2Д100 и дизелей ЮД100 первых выпусков, у которых
рабочая и нерабочая половинки одинаковы и имеют канавку, как на
нерабочей половинке вкладыша 10Д100.
Опыт эксплуатации дизелей 10Д 100 первых выпусков показал малую
работоспособность шатунных вкладышей из-за недостаточной их несущей
способности. При работе дизеля 10Д100 с канавочными вкладышами возникали
режимы полусухого трения, в результате чего происходило их разрушение
Внедрение бесканавочного вкладыша повысило несущую способность в 2— 2,5
раза, полностью устранило режимы полусухого трения и обеспечило надежную
работу этого узла.
Рис. 14. Шатун
1—крышка нижней головки; 2 —шатунный болт; 3—гайка; 4 — втулка верхней
головки; 5 — стержень; 6 — шатунный вкладыш; 7 — штифт; а — кольцевая
канавка; в— масляный канал
содержание ..
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19 20 ..
|