На дизеле 10Д100 установлены два турбокомпрессора, отличающиеся друг от
друга поворотами корпусов. Турбокомпрессор (рис. 23)
объединяет осевую одноступенчатую газовую турбину и
центробежный одноступенчатый компрессор. Он имеет остов, ротор 19,
сопловой аппарат 13, лопаточный диффузор 6, подшипники ротора и
уплотнения. Остов турбокомпрессора состоит из трех корпусов: самого
компрессора 1, выпускного 12 и газоприемного 16; отлитых из алюминиевого
сплава и скрепленных шпильками. Выпускной и газоприемный корпуса,
омываемые выпускными газами, имеют полости для циркуляции воды из
системы охлаждения дизеля. Турбокомпрессоры прикреплены к дизелю с
помощью кронштейнов 23 и 24.
Ротор 19 представляет собой два пустотелых полувала, между которыми
вварен диск турбины. Колесо 5 плотно посажено на вал ротора и закреплено
штифтами. Диск и лопатки турбинного колеса изготовлены из специальной
жаростойкой стали и соединены сваркой. На турбокомпрессорах последних
выпусков соединение шлицевое типа «елка».
Колесо компрессора изготовлено из алюминиевого сплава. Проточная его
часть ограничена вставкой 3, прикрепленной винтами к корпусу
компрессора. На тыльной стороне колеса имеются гребешки, которые с
небольшим зазором подходят к гребешкам на неподвижном диске 7 и
образуют, таким образом, лабиринтовое уплотнение, препятствующее
проникновению сжатого воздуха в полость выпускного корпуса. Ротор 19
турбокомпрессора после сборки проходит динамическую балансировку. Перед
рабочими лопатками турбины уста-новлен сопловой аппарат 13, лопатки
которого изготовлены из жаростойкой стали и заключены между внутренним и
наружным кольцами. По внутреннему кольцу сопловой аппарат специальными
болтами крепится к газоприемному корпусу. Такими же болтами к
газоприемному корпусу прикреплен и чугунный Кожух 10 соплового аппарата.
Лопаточный диффузор 6 компрессора выполнен в виде диска с лопатками и
закрыт вставкой 4. С противоположной стороны диффузор уплотнен резиновым
кольцом 25 и фиксирован штифтом.
Ротор турбокомпрессора вращается в двух подшипниках скольжения. Опорный
подшипник расположен со стороны турбины, а упорно-опорный — со стороны
компрессора.
Стальной корпус 20 опорного подшипника шпильками прикреплен к
газоприемному корпусу 16 и к запрессованной в него втулке 18 из
высокооловянистой бронзы. Втулка фиксирована винтом. Второй подшипник
также имеет стальной корпус 1 (рис. 24) и прикреплен к корпусу
компрессора шпильками. В упорно-опорный подшипник запрессована втулка 7.
Подпятник 2 застопорен пружинным кольцом 5 и штифтом 6. Набор
регулировочных пластин 3 и 4 с прорезями зажат между корпусом 1 и
подпятником 2. Прорези двух смежных пластин 3 и 4 смещены по окружности
относительно друг друга на 60°. Упругость пластин и пленка масла между
ними позволяют принимать динамические нагрузки на подшипник при осевом
перемещении ротора в пределах осевого
зазора. Осевой зазор можно регулировать набором
пластин и нажатием гайки 29 (см. рис. 23). Под фланцем корпуса
упорно-опорного подшипника установлен компенсатор 33 для регулировки
'зазора между колесом компрессора 5 и вставкой 3. Масло для смазки обоих
турбокомпрессоров подается непосредственно от масляного насоса дизеля
через проволочно-щелевые фильтры по трубопроводам в штуцера 21, 28 и
далее по каналам на трущиеся поверхности подшипников. Смазав и охладив
подшипники, масло собирается в полостях Л и Б, откуда через патрубки
22,27 удаляется в маслосборную коробку, соединенную с картером дизеля.
Маслосборная коробка имеет смотровые лючки, через которые контролируется
слив масла из подшипников турбокомпрессоров. Попаданию масла из полости
упорно-опорного подшипника в компрессор препятствует уплотнение,
состоящее из двух упорных колец 34, типа поршневых, и лабиринтов,
образуемых завальцованными в вал гребенками и стальной втулкой 2
(запрессованной в корпус компрессора). Для повышения эффективности
уплотнения в полость между кольцами и лабиринтом подводится воздух.
Уплотнение со стороны турбины служит для предотвращения попадания
горячих газов в полость опорного подшипника и масла на нагретую часть
вала. Это уплотнение состоит из двух упругих колец и двух групп
лабиринтов. Между ними по каналам а в выпускном и газоприемном корпусах,
а также по отверстию в стальной втулке 14 подводится сжатый воздух из
компрессора первой ступени. Просочившийся воздух и газы из лабиринта
удаляются через отверстие во втулке 14 и далее по каналу б в дренажную
трубку, выведенную на крышу тепловоза. Количество воздуха, поступающего
к лабиринту, определяется диаметром отверстия в дросселе 15.
Предотвращение нагрева воздушной полости компрессора обеспечивается
экраном 8, наполненным «мамвой». Экран закрыт кожухом 9, который
защищает вал ротора от теплового излучения и одновременно служит для
направления потока выпускных газов.