Турбокомпрессор дизеля 10Д100 тепловоза 2ТЭ10Л

  Главная      Учебники - Тепловозы     Тепловоз 2ТЭ10Л (издание второе) - 1974 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

 

 


Турбокомпрессор дизеля 10Д100 тепловоза 2ТЭ10Л



На дизеле 10Д100 установлены два турбокомпрессора, отличающиеся друг от друга поворотами корпусов. Турбокомпрессор (рис. 23)

объединяет осевую одноступенчатую газовую турбину и центробежный одноступенчатый компрессор. Он имеет остов, ротор 19, сопловой аппарат 13, лопаточный диффузор 6, подшипники ротора и уплотнения. Остов турбокомпрессора состоит из трех корпусов: самого компрессора 1, выпускного 12 и газоприемного 16; отлитых из алюминиевого сплава и скрепленных шпильками. Выпускной и газоприемный корпуса, омываемые выпускными газами, имеют полости для циркуляции воды из системы охлаждения дизеля. Турбокомпрессоры прикреплены к дизелю с помощью кронштейнов 23 и 24.

Ротор 19 представляет собой два пустотелых полувала, между которыми вварен диск турбины. Колесо 5 плотно посажено на вал ротора и закреплено штифтами. Диск и лопатки турбинного колеса изготовлены из специальной жаростойкой стали и соединены сваркой. На турбокомпрессорах последних выпусков соединение шлицевое типа «елка».

Колесо компрессора изготовлено из алюминиевого сплава. Проточная его часть ограничена вставкой 3, прикрепленной винтами к корпусу компрессора. На тыльной стороне колеса имеются гребешки, которые с небольшим зазором подходят к гребешкам на неподвижном диске 7 и образуют, таким образом, лабиринтовое уплотнение, препятствующее проникновению сжатого воздуха в полость выпускного корпуса. Ротор 19 турбокомпрессора после сборки проходит динамическую балансировку. Перед рабочими лопатками турбины уста-новлен сопловой аппарат 13, лопатки которого изготовлены из жаростойкой стали и заключены между внутренним и наружным кольцами. По внутреннему кольцу сопловой аппарат специальными болтами крепится к газоприемному корпусу. Такими же болтами к газоприемному корпусу прикреплен и чугунный Кожух 10 соплового аппарата. Лопаточный диффузор 6 компрессора выполнен в виде диска с лопатками и закрыт вставкой 4. С противоположной стороны диффузор уплотнен резиновым кольцом 25 и фиксирован штифтом.

Ротор турбокомпрессора вращается в двух подшипниках скольжения. Опорный подшипник расположен со стороны турбины, а упорно-опорный — со стороны компрессора.

Стальной корпус 20 опорного подшипника шпильками прикреплен к газоприемному корпусу 16 и к запрессованной в него втулке 18 из высокооловянистой бронзы. Втулка фиксирована винтом. Второй подшипник также имеет стальной корпус 1 (рис. 24) и прикреплен к корпусу компрессора шпильками. В упорно-опорный подшипник запрессована втулка 7. Подпятник 2 застопорен пружинным кольцом 5 и штифтом 6. Набор регулировочных пластин 3 и 4 с прорезями зажат между корпусом 1 и подпятником 2. Прорези двух смежных пластин 3 и 4 смещены по окружности относительно друг друга на 60°. Упругость пластин и пленка масла между ними позволяют принимать динамические нагрузки на подшипник при осевом перемещении ротора в пределах осевого

зазора. Осевой зазор можно регулировать набором пластин и нажатием гайки 29 (см. рис. 23). Под фланцем корпуса упорно-опорного подшипника установлен компенсатор 33 для регулировки 'зазора между колесом компрессора 5 и вставкой 3. Масло для смазки обоих турбокомпрессоров подается непосредственно от масляного насоса дизеля через проволочно-щелевые фильтры по трубопроводам в штуцера 21, 28 и далее по каналам на трущиеся поверхности подшипников. Смазав и охладив подшипники, масло собирается в полостях Л и Б, откуда через патрубки 22,27 удаляется в маслосборную коробку, соединенную с картером дизеля.

Маслосборная коробка имеет смотровые лючки, через которые контролируется слив масла из подшипников турбокомпрессоров. Попаданию масла из полости упорно-опорного подшипника в компрессор препятствует уплотнение, состоящее из двух упорных колец 34, типа поршневых, и лабиринтов, образуемых завальцованными в вал гребенками и стальной втулкой 2 (запрессованной в корпус компрессора). Для повышения эффективности уплотнения в полость между кольцами и лабиринтом подводится воздух. Уплотнение со стороны турбины служит для предотвращения попадания горячих газов в полость опорного подшипника и масла на нагретую часть вала. Это уплотнение состоит из двух упругих колец и двух групп лабиринтов. Между ними по каналам а в выпускном и газоприемном корпусах, а также по отверстию в стальной втулке 14 подводится сжатый воздух из компрессора первой ступени. Просочившийся воздух и газы из лабиринта удаляются через отверстие во втулке 14 и далее по каналу б в дренажную трубку, выведенную на крышу тепловоза. Количество воздуха, поступающего к лабиринту, определяется диаметром отверстия в дросселе 15. Предотвращение нагрева воздушной полости компрессора обеспечивается экраном 8, наполненным «мамвой». Экран закрыт кожухом 9, который защищает вал ротора от теплового излучения и одновременно служит для направления потока выпускных газов.

 

 

 

 

Рис. 23. Турбокомпрессор
1 — корпус компрессора; 2, 14, 18, 31 —втулки; 3, 4 —вставки; 5 — колесо компрессора; 5 —лопаточный диффузор; 7 — диск; 8 —экран; 9—кожух ротора; 10 — кожух соплового аппарата; 11 — колесо турбины; 12 — выпускной корпус; 13 — сопловой аппарат; 15 —дроссель; 16 — газоприемный корпус; 17, 34 — кольца; 19 — ротор; 20, 32 — корпуса подшипника; 21, 26, 25 —штуцера; 22, 27 — патрубки; 23, 24 — кронштейны; 25 — уплотнительное кольцо; 29 — гайка; 30 — упорная пята; 33 — компенсатор

 

 

 

 

Рис. 24. Упорно-опорный подшипник
1 — корпус; 2 — подпятник; 3, 4 — регулировочные пластины; 5 — стопорное кольцо; 6 — штифт; 7 — втулка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..