Бурный рост столицы Армении, одного из древнейших городов мира Еревана,
в начале 70-х годов и быстрое увеличение числа жителей резко обострили
транспортную проблему. Сложный рельеф местности с разностью отметок в
550 м, оторванность новых микрорайонов друг от друга и центра города,
исторически сложившаяся скученная застройка старого Еревана с сетью
узких улиц ограничивали возможность нормальной работы наземного
транспорта. После тщательного технико-экономического анализа был выбран
подземный вариант скоростного трамвая, как наиболее удобного для
массовых перевозок.
Проектом предусматривалось строительство тоннеля (по габаритам
метрополитена) для пропуска скоростного трамвая на участке улица Киевян
— площадь Ленина с двумя промежуточными станциями. Во второй половине
1972 г. началось строительство подземного скоростного трамвая. За 5 лет
строители проложили
3,9 км тоннеля. В 1981 г. было опубликовано постановление ЦК КПСС и
Совета Министров СССР о строительстве метрополитена в городе Ереване,
которое явилось толчком для широкого развертывания проектирования и
строительства подземной транспортной магистрали, уже как метрополитена.
При разработке проекта исходили не только из традиционного принципа
проектирования метрополитена в зависимости от численности населения
города, величины пассажиропотоков и средней дальности поездок, но и была
принята во внимание специфика города: сложный рельеф местности,
повышенная подвижность местного населения, гидрогеологические
особенности трассы.
При сооружении Ереванского метрополитена были
осуществлены новые конструктивные решения и инженерные способы
сооружения метрополитена, позволяющие получить значительный
технико-экономический эффект. На трассе первой очереди Ереванского
метрополитена от улицы Киевян до площади Спандаряна протяженностью 11,6
км намечалось расположить 9 станций для связи густонаселенных жилых
районов с железнодорожным вокзалом и промышленной зоной города.
В пусковой комплекс первой очереди длиной 7,6 км (из которых 1,9 км —
наземная часть) вошли 5 станций: Дружба, Сараланджи (Маршал Баграмян),
Еритасардакан, Площадь Ленина и Сасунци Давид. Станции построены двух
типов: сборномонолитной конструкции с колоннами и пилонные из
монолитного бетона. Перегонные тоннели круглого профиля пройдены в
монолитной сборной железобетонной и чугунной отделках.
Вестибюли и станции метрополитена — это целый комплекс архитектурных и
инженерных сооружений, построенных с использованием лучших достижений
национального зодчества. Каждая станция имеет свой индивидуальный
архитектурный облик. Богата цветовая гамма станций, для их отделки
использованы ценные породы естественного камня — мрамор, гранит, габбро,
базальт, травертин и туф, доставленные с Урала, Сибири, Украины, Средней
Азии, Грузии и Армении. В оформлении станций наряду с оригинальными
архитектурными формами применены декора-
тивные панно и барельефы, изображающие страницы
армянского национального эпоса и героики современной эпохи.
24 февраля 1981 г. в день открытия XXVI съезда КПСС Государственная
комиссия подписала акт о приемке в эксплуатацию пускового комплекса
первой очереди Ереванского метрополитена. Наступили напряженные дни
предпусковой обкатки поездов, проверки и наладки всех систем и узлов. А
7 марта 1981 г. состоялось торжественное открытие Ереванского
метрополитена. Гостеприимно открылись двери вестибюлей станций. Началось
регулярное движение поездов по подземной магистрали от станции Дружба до
станции Сасунци Давид, расположенной у железнодорожного вокзала.
Метрополитен сразу завоевал популярность у ереванцев за скорость и
надежность.
В 1983 и 1986 гг. было сдано в эксплуатацию еще по одной станции. Общая
протяженность линии составила 9,8 км с семью станциями (рис. 8), из них
две станции — наземные. Но строительство на этом не закончено.
Планируется дальнейшее развитие Ереванского метрополитена.