Нью-Йорк один из крупнейших городов мира,
финансовая, торговая и транспортная столица США. В городе сосредоточена
значительная часть обрабатывающих, машиностроительных,
электротехнических предприятий.
Основанный в начале XVII века голландскими переселенцами, уже в конце
XVIII века Нью-Йорк стал самым большим городом Северной Америки.
Население города превышает 8 млн. человек в его
муниципальных границах, а если прибавить фактически слившийся с ним
район Нью-Джерси и Юго-Запад Коннектикута, то население Большого
Нью-Йорка превысит 18 млн. человек.
Значительная роль в решении проблем внутригородских перевозок
принадлежит метрополитену. Город имеет пять самостоятельных районов:
Манхеттен, Бруклин, Куинс, Ричмонд и Бронкс. Центр находится на острове
Манхеттен, где сосредоточены конторы, банки, биржи, тресты, правления
многих компаний и куда направляется основной пассажиропоток.
По протяженности и количеству станций Нью-Йоркский метрополитен занимает
ведущее место в мире. В его составе 27 линий протяженностью 369,8 км и
461 станция, принадлежащая компании НИКТА. Значительный объем перевозок
осуществляется по участкам компании ПАТХ протяженностью 22,4 км с
тринадцатью станциями, которые построены в более поздний период.
Строительство метрополитена в Нью-Йорке началось в 1868 г. Сейчас это
третий метрополитен мира по объему перевозок в капиталистических странах
с достаточно высокой, до 40 пар поездов в час, пропускной способностью.
Он работает круглосуточно и на его долю приходится около 3/4 пассажиров,
перевозимых всеми метрополитенами США.
Однако, несмотря на значительный объем перевозок, средств на содержание
и реконструкцию магистралей выделялось мало, в результате чего
Нью-йоркский метрополитен оказался в запущенном состоянии. График
движения поездов не соблюдается, состояние станций и вагонов
неудовлетворительное, освещение тусклое, станции и перегоны захламлены.
Кроме того, пользоваться подземкой, особенно в ночное время,
небезопасно. Предполагается, что только по этой причине перевозки за
последние годы сократились на 20%. Вагонный парк насчитывает около 30
различных типов подвижного состава. Вызвано это тем, что ранее
метрополитен эксплуатировался большим количеством компаний, не связанных
друг с другом, причем каждая компания стремилась выпускать или
заказывать свои вагоны. Всего сейчас более 6200 вагонов, из них только
около 1400 вагонов обладают повышенной комфортабельностью,
кондиционированием воздуха, принудительной вентиляцией и др.
Значительная часть вагонов простаивает из-за непригодности к
эксплуатации: отсутствует освещение, стены оклеены рекламными
проспектами и разрисованы, двери неисправны, окна разбиты. Такое
состояние вагонов — это прежде всего результат вандализма, который стал
бичом многих метрополитенов мира. В Нью-Йорке для охраны вагонов
используют даже сторожевых собак, но это далеко не всегда помогает.
За последние годы заметно ухудшилось состояние пути, возросло число
аварий и остановок по причине его неисправности. Нарушение графика
движения стало систематическим. Например, в июле 1984 г. более 35%
поездов прибывали на конечные стан-
ции с опозданием более 4 мин. Участились перерывы в
движении до 20—30 мин, возросло число сходов подвижного состава с
рельсов, что вызывает более длительные перерывы. Зарегистрированы сходы
подвижного состава с рельсов из-за падения на путь деталей вагонов.
Главная причина неудовлетворительного состояния пути — отставание сроков
выполнения планово-предупредительных ремонтов от установленных
нормативов. Ежегодно ремонтируется лишь 60% пути, требующего ремонта. В
результате на линиях имеется более 500 постоянных предупреждений об
ограничении скорости.
Технические характеристики Нью-Йоркского метрополитена
Метрополитен обслуживает общую площадь, равную 770
км2. Густота его сети — 0,5 км/км2. Первый тоннельный участок построен в
1904 г. Большинство линий двухпутные, но есть немало трехпутных и даже
четырехпутных участков. На линии Лонг-Айленд тоннель выполнен в два
этажа, один из которых используется для поездов метрополитена, другой —
как железнодорожный. Перроны расположены сбоку от путей. На
четырехпутных линиях перроны — островные, к ним ведут подземные
переходы. На глубокие станции можно спуститься с помощью эскалаторов или
лифтов. Основной способ обеспечения безопасности движения поездов —
путевая автоматическая блокировка, начато внедрение автоведения.
Средняя дальность поездки — около 8 км. На большинстве линий движение
зонное. Часть поездов (экспресс-поезда) останавливаются не на всех
станциях. До места назначения пассажиры после пересадки на опорных
станциях следуют местными поездами.
В 1981 —1985 гг. реконструирована часть линий, эксплуатируемых компанией
НИКТА. Приобретено более 1800 новых современных вагонов, перестроены
десятки станций, усовершенствована система энергоснабжения.
Метрополитен второй компании ПАТХ связывает Нью-Йорк с Нью-Джерси. Это
современная линия, по которой осуществляется около 70% пассажирских
перевозок между этими городами.
Продление этой линии до центра Манхеттена находится под 111-этажным
двухбашенным зданием торгового центра.
За последние 50 лет перевозки на метрополитене сократились почти вдвое.
Это объясняется ростом числа легковых автомобилей, увеличением стоимости
проезда и ухудшением условий безопасности в метрополитене, несмотря на
наличие в нем более чем пятитысячного отряда полиции.
На метрополитене очень хорошо поставлена информация. Здесь не только
можно получить данные о маршрутах движения поездов и работе станций, но
на схемах-картах и указателях найти подробные сведения о микрорайонах, в
которых расположена станция. Указателями направления к станциям служат
наименования улиц, на пересечении которых они расположены и названия
которых можно прочитать у входов на станции и на перронах.