Столицей Западной Сибири по праву называют Новосибирск, крупнейший город
с удивительной судьбой. На месте небольшого рыбацкого поселка Гусевка
(1883 г.) за неполные сто лет вырос один из крупнейших и быстрорастущих
городов нашей страны. Численность населения Новосибирска достигла 1,5
млн. человек, а в перспективе составит 2,35—2,5 млн. Поэтому при
разработке транспортной схемы развития всех видов транспорта было
принято решение построить метрополитен протяженностью около 52 км с
тремя линиями: Ленинской протяженностью около 20 км, Кировской— около 21
км и Дзержинской длиной примерно 11 км.
Ленинская линия пройдет с северной в западную часть города и вместе с
Кировской, которая пройдет с востока на юг, соединит правобережную и
левобережную части города. Дзержинскую линию планируется построить по
правобережной части. В местах пересечения линий будут построены крупные
пересадочные узлы. Принятая схема обеспечит поездки пассажира в любой
район города без пересадки или не более чем с одной пересадкой.
Трасса Ленинской линии соединяет центральную часть города с
правобережной мостом через Обь, предназначенным только для
метрополитена, и пройдет по главной улице города Красному проспекту.
По инженерно-геологическим условиям вся трасса будет иметь
11 станций мелкого заложения. Моторвагонное депо запроектировано в
долине реки Ельцовка, которая проходит по всему городу.
При детальной проработке, с учетом всех градостроительных, транспортных
и строительных факторов было признано целесообразным разместить станцию
Спортивная на эстакаде мостового перехода вблизи зоны отдыха жителей
города и будущего крупного спортивного комплекса. В пусковой участок
первой очереди включена также часть Кировской линии от станции
Сибирская, расположенной на Красном проспекте и до Вокзальной (рис. 11).
Участок Кировской линии проходит по важнейшему транспортному
направлению: улицам Челюскинцев и Гоголя, что позволяет значительно
улучшить транспортные связи населения на этом направлении.
На Красном проспекте создается центральный
пересадочный узел с объединенным вестибюлем двух станций.
Первый участок Новосибирского метрополитена принял пассажиров в конце
1985 г.
Рис. 11. Схема линий Новосибирского метрополитена
1985 год