Необходимость строительства метрополитена в столице Белоруссии
городе-герое Минске была обоснована в 1969—1972 гг. при разработке
комплексной схемы развития всех видов городского транспорта до 1990 г. К
концу 60-х годов вследствие интенсивного развития промышленности, сети
научных, учебных, культурных и общественных организаций, население
Минска превысило миллион человек.
Город, восстановленный из руин, с участием лучших архитектурных сил
страны стал одним из красивейших городов. Высокими темпами развивался в
городе и общественный транспорт. Вместе с тем авторы генерального плана
восстановления центральной части Минска в те годы не могли предвидеть
столь высокие объемы и темпы роста городского хозяйства. В итоге ряд
основных магистралей к 1970 г. исчерпал свою пропускную способность.
Появились серьезные трудности в доставке людей к месту работы, объектам
культурно-бытового назначения и просвещения из основных жилых массивов,
построенных вдали от центра.
Разрабатывая комплексную схему развития всех видов городского
транспорта, институт «Минскпроект» провел технико-эко-номическое
сравнение трех вариантов новых видов общественного транспорта: автобус
«экспресс», скоростной трамвай и метрополитен. При сравнении результатов
преимущество метрополитена оказалось бесспорным.
Институт «Метрогипротранс» в 1974 г. разработал уточненные
технико-экономические обоснования строительства первой очереди
метрополитена общей протяженностью 22 км, состоящей из двух линий с
девятнадцатью станциями.
Первая линия длиной 8,6 км с девятью станциями в
основном предусматривалась под главной транспортной магистралью города—
Ленинским проспектом. Вторая — протяженностью 13,4 км с девятью
станциями соединяла жилую зону Пушкинского проспекта западной части
города с промышленной зоной его юго-восточной части. Пересечение линий
намечалось в районе Центральной площади с сооружением пересадочного
узла.
Возведение первой линии метрополитена от станции Институт культуры до
станции Московская было начато в конце 1977 г. Но на год раньше началось
строительство первой очереди промышленной базы метростроя, что в
конечном итоге предопределило досрочный ввод в эксплуатацию первой
линии.
Задолго до начала строительства городские службы определили и включили в
перспективные планы работы по реконструкции городского общественного
транспорта и ряда сложных инженерных коммуникаций с учетом представления
фронта работ метростроителям. Сложившаяся городская планировка с
радиально-концентрическим расположением улиц, геологические особенности
грунта, позволяющие прокладку линий только мелкого заложения и открытым
способом, составили для всего городского хозяйства сложную задачу по
представлению фронта горнопроходческих работ. Достаточно сказать, что в
период строительства пускового участка главная транспортная артерия
города — Ленинский проспект — в течение трех лет была полностью закрыта
для движения всех видов транспорта, и не будь серьезной предварительной
подготовки город столкнулся бы с непреодолимыми транспортными
трудностями. Аналогичные проблемы были предварительно решены по сети
водостоков, теплофикации, электроснабжения, водоснабжения и связи.
Очень много разнообразных проблем по увязке строительства метрополитена
с существующими устройствами и сооружениями города возникло в процессе
производства работ. Решая их, проектировщики, строители, эксплуатирующие
организации проявили инициативу, инженерную смекалку, изобретательность.
Участок первой линии метрополитена в Минске введен в эксплуатацию 29
июня 1984 г., на б мес раньше установленного срока, к знаменательной для
"нашей страны дате — 40-летию освобождения Белоруссии от
немецко-фашистских захватчиков. Протяженность участка 8,6 км с восемью
станциями, депо и инженерным корпусом.
Участок первой линии Минского метрополитена был проложен от центра в
сторону транспортно-промышленной зоны в юго-западной части города (рис.
9), где сосредоточены железнодорожная станция Минск-Товарный с
комплексом объектов ж. д. транспорта и пять крупных заводов. В зоне
прохождения трассы расположены многие крупные предприятия города,
общественные и государственные учреждения.
План и профиль трассы определялись городской
застройкой, инженерно-геологическими и рельефными условиями, а также
существующими и перспективными подземными сооружениями.
Минский метрополитен был запроектирован и построен на уровне самых
высоких мировых требований и стандартов. И недаром день его открытия был
встречен тысячами минчан с большим восторгом, нашедшим отражение в книге
отзывов. Вот, например, запись, сделанная ветераном труда: «Вошла в
метро и плачу от радости и гордости за свой город, за свою страну.
Большое спасибо строителям метро. Это огромное чудо!..» Немало подобных
записей сделано зарубежными гостями, например: «Я студент, гражданин
Мадагаскара, очень восхищен мастерством строителей новой линии метро».
Не менее взволнованные отзывы кроме минчан были оставлены
представителями Вьетнама, Польши, Никарагуа и других стран.
Рис. 9. Схема линий Минского метрополитена 1984 год