Глава 19. ТОРМОЗНОЕ ПНЕВМАТИЧЕСКОЕ
ОБОРУДОВАНИЕ
В состав тормозного пневматического оборудования троллейбусов
входят тормозные краны и тормозные камеры, или тормозные
цилиндры
Тормозные краны троллейбусов
Для управления подачей сжатого воздуха в тормозные цилиндры или
камеры при торможении троллейбуса и выпуска воздуха в атмосферу
по окончании торможения служит тормозной кран, приводимый в
действие при помощи тормозной педали. Энергия сжатого воздуха,
поступающего в тормозные цилиндры или камеры, преобразуется в
механическую энергию, которая приводит в действие колесные
тормоза.
На всех типах отечественных троллейбусов, кроме ЗИУ-5,
применяется тормозной кран конструкции Ярославского
автомобильного завода, имеющий следующие принципиальные
особенности:
а) величина тормозного усилия прямо пропорциональна силе нажатия
на тормозную педаль;
б) при неизменном положений тормозной педали усилие торможения
не изменяется.
Указанные свойства тормозного крана троллейбуса выгодно отличают
его от крана водителя, применяемого на трамвайных вагонах.
При установке рукоятки, крана водителя в тормозное положение
воздух поступает из резервуара в тормозные цилиндры непрерывно,
что вызывает непрерывное повышение давления и увеличение
тормозной силы. При необходимости создания постоянного
замедления движения приходится прибегать к возвратным поворотам
рукоятки крана. Такой кран водителя мало удобен в управлении.
Этих недостатков не имеет троллейбусный тормозной кран
«следящего» действия, схема которого приведена на рис. 111.
Рис. 111. Принципиальная схема действия тормозного крана
троллейбуса МТБ-82
Для приведения в действие пневматического тормоза водитель
троллейбуса нажимает на тормозную педаль 1. Перемещение педали
вызывает поборот нажимного рычага 2 тормозного крана, шарнирно
соединенного с опорой 4. Опора нажимного рычага отлита как одно
целое с крышкой 6 тормозного крана.
При повороте рычага 2 его правый конец надавливает на шток 3,
который передает давление пружине 5, а последняя — диафрагме 7,
вызывая ее прогиб вниз. Выступающая часть 12 диафрагмы нажимает
на стальную пластинку 13, преодолевая усилие пружины 8,
закрывает выпускной клапан 11 и разобщает полость тормозного
крана с атмосферой. После этого стальная пластинка 13
преодолевает усилие Пружины 15, открывает впускной клапан 14 и
соединяет полость тормозного крана с воздушными резервуарами.
При отпущенной педали пружина 8 удерживает выпускной клапан 11 в
открытом положении, а пружина 15 удерживает впускной клапан 14 в
закрытом положении.
Выпускной клапан и его пружина размещены в правой
коробке 10, а впускной клапан и его пружина — в левой коробке
16. Обе коробки крепятся к корпусу 18 тормозного крана.
Как только открывается впускной клапан, сжатый воздух из
резервуаров поступает в полость тормозного крана и далее, через
отверстия 9 и 17, в передние и задние тормозные камеры или
цилиндры, вызывая торможение колес. Вместе с этим сжатый воздух,
поступивший в полость тормозного крана, создает некоторое
давление на диафрагму 7 снизу и вызывает ее прогиб вверх за счет
сжатия пружины 5. Одновременно с перемещением диафрагмы вверх
(за счет ее прогиба) под действием сжатого воздуха, поступающего
из резервуаров, и собственной пружины закрывается впускной
клапан 14. В результате прекращается поступление воздуха в
тормозные камеры или цилиндры и, следовательно, не происходит
дальнейшее увеличение тормозного усилия.
В этом случае (при закрытом клапане 14) выпускной клапан 11 не
может открыться, потому что его пружина в несколько раз слабее
пружины впускного клапана. Для дальнейшею увеличения тормозного
усилия необходимо увеличить силу нажатия на тормозную педаль и,
следовательно, повысить давление на шток 8 и пружину 5.
Дополнительное усилие передается на диафрагму и вновь вызывает
открытие впускного клапана.
Таким образом, тому или иному положению тормозной педали
соответствует определенное давление в тормозных камерах, а также
определенное тормозное усилие, которое может измениться только
при изменении положения тормозной педали.
Если необходимо ослабить тормозное усилие, то уменьшают
нажатие на тормозную педаль и, следовательно, понижают давление
на шток 3 и пружину 5. В этом случае остается закрытым впускной
клапан и открывается выпускной клапан. Выпуск части сжатого
воздуха в атмосферу ослабляет тормозной эффект и одновременно
уменьшает давление воздуха на диафрагму. В результате ослабления
давления под действием пружины 5 диафрагма вновь опускается вниз
(за счет своего прогиба), вызывая закрытие выпускного клапана и,
следовательно, разъединение полости крана с атмосферой.
Для прекращения торможения тормозную педаль возвращают в
исходное положение. При этом закрывается впускной клапан и
открывается выпускной клапан. Вследствие отсутствия давления на
шток 3 и пружину 5 весь сжатый воздух из тормозных камер или
цилиндров выходит через выпускной клапан в атмосферу, и
торможение полностью прекращается.
|