Тормозные краны троллейбусов
Главная     Учебники - Троллейбусы       Троллейбусы (теория, конструкция и расчет) Ефремов И.С. - 1969 год

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  ..

 

 

 

 

 

Глава 19. ТОРМОЗНОЕ ПНЕВМАТИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

 


В состав тормозного пневматического оборудования троллейбусов  входят тормозные краны и тормозные камеры, или тормозные цилиндры

 


Тормозные краны троллейбусов

 


Для управления подачей сжатого воздуха в тормозные цилиндры или камеры при торможении троллейбуса и выпуска воздуха в атмосферу по окончании торможения служит тормозной кран, приводимый в действие при помощи тормозной педали. Энергия сжатого воздуха, поступающего в тормозные цилиндры или камеры, преобразуется в механическую энергию, которая приводит в действие колесные тормоза.
 

 

 

На всех типах отечественных троллейбусов, кроме ЗИУ-5, применяется тормозной кран конструкции Ярославского автомобильного завода, имеющий следующие принципиальные особенности:

а) величина тормозного усилия прямо пропорциональна силе нажатия на тормозную педаль;

б) при неизменном положений тормозной педали усилие торможения не изменяется.

Указанные свойства тормозного крана троллейбуса выгодно отличают его от крана водителя, применяемого на трамвайных вагонах.

При установке рукоятки, крана водителя в тормозное положение воздух поступает из резервуара в тормозные цилиндры непрерывно, что вызывает непрерывное повышение давления и увеличение тормозной силы. При необходимости создания постоянного замедления движения приходится прибегать к возвратным поворотам рукоятки крана. Такой кран водителя мало удобен в управлении.

Этих недостатков не имеет троллейбусный тормозной кран «следящего» действия, схема которого приведена на рис. 111.

 

 

 

Рис. 111. Принципиальная схема действия тормозного крана троллейбуса МТБ-82

 

 



Для приведения в действие пневматического тормоза водитель троллейбуса нажимает на тормозную педаль 1. Перемещение педали вызывает поборот нажимного рычага 2 тормозного крана, шарнирно соединенного с опорой 4. Опора нажимного рычага отлита как одно целое с крышкой 6 тормозного крана.

При повороте рычага 2 его правый конец надавливает на шток 3, который передает давление пружине 5, а последняя — диафрагме 7, вызывая ее прогиб вниз. Выступающая часть 12 диафрагмы нажимает на стальную пластинку 13, преодолевая усилие пружины 8, закрывает выпускной клапан 11 и разобщает полость тормозного крана с атмосферой. После этого стальная пластинка 13 преодолевает усилие Пружины 15, открывает впускной клапан 14 и соединяет полость тормозного крана с воздушными резервуарами. При отпущенной педали пружина 8 удерживает выпускной клапан 11 в открытом положении, а пружина 15 удерживает впускной клапан 14 в закрытом положении.
 

Выпускной клапан и его пружина размещены в правой коробке 10, а впускной клапан и его пружина — в левой коробке 16. Обе коробки крепятся к корпусу 18 тормозного крана.

Как только открывается впускной клапан, сжатый воздух из резервуаров поступает в полость тормозного крана и далее, через отверстия 9 и 17,  в передние и задние тормозные камеры или цилиндры, вызывая торможение колес. Вместе с этим сжатый воздух, поступивший в полость тормозного крана, создает некоторое давление на диафрагму 7 снизу и вызывает ее прогиб вверх за счет сжатия пружины 5. Одновременно с перемещением диафрагмы вверх (за счет ее прогиба) под действием сжатого воздуха, поступающего из резервуаров, и собственной пружины закрывается впускной клапан 14. В результате прекращается поступление воздуха в тормозные камеры или цилиндры и, следовательно, не происходит дальнейшее увеличение тормозного усилия.

 

В этом случае (при закрытом клапане 14) выпускной клапан 11 не может открыться, потому что его пружина в несколько раз слабее пружины впускного клапана. Для дальнейшею увеличения тормозного усилия необходимо увеличить силу нажатия на тормозную педаль и, следовательно, повысить давление на шток 8 и пружину 5. Дополнительное усилие передается на диафрагму и вновь вызывает открытие впускного клапана.

Таким образом, тому или иному положению тормозной педали соответствует определенное давление в тормозных камерах, а также определенное тормозное усилие, которое может измениться только при изменении положения тормозной педали.

Если необходимо ослабить тормозное усилие, то уменьшают
нажатие на тормозную педаль и, следовательно, понижают давление на шток 3 и пружину 5. В этом случае остается закрытым впускной клапан и открывается выпускной клапан. Выпуск части сжатого воздуха в атмосферу ослабляет тормозной эффект и одновременно уменьшает давление воздуха на диафрагму. В результате ослабления давления под действием пружины 5 диафрагма вновь опускается вниз (за счет своего прогиба), вызывая закрытие выпускного клапана и, следовательно, разъединение полости крана с атмосферой.

Для прекращения торможения тормозную педаль возвращают в исходное положение. При этом закрывается впускной клапан и открывается выпускной клапан. Вследствие отсутствия давления на шток 3 и пружину 5 весь сжатый воздух из тормозных камер или цилиндров выходит через выпускной клапан в атмосферу, и торможение полностью прекращается.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  ..