Глава 17. КОМПРЕССОРЫ
Принцип действия и классификация компрессоров
троллейбусов
Компрессорами называются машины, сжимающие атмосферный воздух до
необходимого давления. В связи с тем, что потребность в сжатом
Воздухе на троллейбусе невелика, на них устанавливаются
преимущественно поршневые компрессоры.
Сжатие воздуха в поршневых компрессорах производится поршнем,
совершающим возвратно-поступательные движения внутри цилиндра.
Известно, что состояние газа определяется удельным объемом
(объем 1 кг или 1 кг газа), давлением в н/м2 (кГ/см2) и
температурой. Процессы изменения состояния газа в цилиндре
компрессора происходят в следующем порядке:
1) впуск атмосферного воздуха в полость цилиндра (при движении
поршня от верхней до нижней мертвой точки); 2) сжатие
атмосферного воздуха в полости цилиндра (при движении поршня к
верхней мертвой точке); 3) выпуск сжатого воздуха из полости
цилиндра в резервуары (при движении поршня в зоне верхней
мертвой точки).
На рис. 103 приведена схема действия одноступенчатого поршневого
компрессора. Возвратно-поступательное движение поршня 1 внутри
цилиндра 7 осуществляются коленчатым валом 8 при помощи шатуна
9. При движении поршня вниз в полости цилиндра образуется
разреженное пространство, в результате чего преодолевается
усилие пружины 6 и открывается впускной клапан 5. Через него
поступает атмосферный воздух, заполняющий объем цилиндра,
освобожденный поршнем. При обратном движении поршня (вверх)
поступивший из атмосферы воздух сжимается, преодолевает при
определенном давлении усилие пружины 3 и открывает выпускной
клапан 2. Сжатый воздух через этот клапан направляется в
трубопровод 4 и далее в резервуары.
Рис. 103. Схема действия одноступенчатого
поршневого компрессора
Современные поршневые компрессоры классифицируются по следующим
признакам: числу ступеней сжатия воздуха; способу действия
поршня; количеству цилиндров; конструкции соединения с
электродвигателем.
В зависимости от давления воздуха и конструкции компрессоры
бывают.
а) одноступенчатые, у которых воздух после первого сжатия
подается из цилиндра непосредственно в резервуар;
б) двухступенчатые, у которых воздух после первого сжатия
нагнетается из одного цилиндра (низкого давления) в другой
(высокого давления), а затем подается в резервуар;
в) многоступенчатые.
В современных троллейбусах применяются исключительно
одноступенчатые компрессоры, подающие воздух в систему после
одной ступени сжатия.
Компрессоры могут иметь различное количество цилиндров — от
одного до нескольких. В отечественных троллейбусах применяются
двух- и трех-цилиндровые компрессоры.
В зависимости от конструкции соединения с электродвигателем
компрессоры разделяются на четыре вида:
1) соединенные с электродвигателем при помощи муфты;
2) непосредственно соединенные с электродвигателем одним общим
валом (мотор-компрессоры в одном блоке);
3) соединенные с электродвигателем шестеренной передачей;
4) соединенные с электродвигателем ременной передачей.
На троллейбусах применяются преимущественно первые два вида
компрессоров.
|