Предохранительный и обратный клапаны пневматической системы
троллейбуса
На случай неисправности регулятора давления в пневматической
системе на головке компрессора устанавливается предохранительный
клапан. Он предназначен для предохранения пневматического
оборудования от чрезмерного давления воздуха. При повышении
давления в системе сверх определенной величины предохранительный
клапан открывается и выпускает сжатый воздух в атмосферу.
На троллейбусах МТБ-82 и ЗИУ-5 предохранительный клапан
открывает выход сжатому воздуху в атмосферу, если давление в
системе превышает 0,8 Мн/м2 (8 кГ/см2). Конструкция
предохранительного клапана, применяемого на отечественных
троллейбусах, показана на рис. 108.
Рис. 108. Предохранительный клапан
Корпус клапана 1 имеет отверстие 6 и внутреннюю резьбу 2. Сжатый
воздух поступает в отверстие 6 и давит на клапан 5 шарикового
типа. В резьбу корпуса ввертывается регулировочная пробка 9,
имеющая отверстие для штока 8. Между регулировочной пробкой и
основанием штока 4 установлена пружина 3, противодействующая
давлению сжатого воздуха. Как только давление превысит 0,8 Мн/м2
(8 кГ/смг), клапан 5 поднимается
и выпускает излишки сжатого воздуха в
атмосферу через отверстие 7. Регулировка предохранительного
клапана заключается в создании соответствующего первоначального
давления на пружину при помощи регулировочной пробки 2.
Контргайка 10 удерживает пробку 9 в установленном положении.
Предохранительный клапан обычно устанавливают на головке или
около головки компрессора. В старых типах троллейбусов его
помещали около резервуаров, но при таксам положении в случае
замерзания трубопровода компрессора система оказывалась
разъединенной с ним и клапан продолжал работать независимо от
величины давления воздуха в резервуарах.
Для предотвращения движения воздуха в обратном направлении — от
резервуаров пневматической системы к компрессору — между ними
устанавливают обратный клапан, который пропускает воздух только
от компрессора в резервуары. Как только давление воздуха в
головке компрессора становится меньше, чем в резервуарах, клапан
закрывается и препятствует движению воздуха в обратном
направлении. На рис. 109 приведена конструкция обратного
клапана, установленного на современных троллейбусах
отечественного производства.
Корпус 1 обратного клапана имеет входное 5 и выходное 3
отверстия. Функции клапана выполняет кожаная шайба 11,
размещенная в основании штока 7 и закрепленная винтом с гайкой
6. Кожаная шайба 11 прижимается к седлу 2 клапана пружиной 10.
Воздух, поступающий из компрессора в камеру 4, своим давлением
преодолевает давление пружины и приподнимает кожаный клапан
вверх. Через образующийся зазор и выходное отверстие в корпусе
клапана воздух проходит к резервуарам.
При прекращении работы компрессора пружина 10 и давление сжатого
воздуха из резервуаров прижимают клапан к седлу и предотвращают
возможность движения воздуха в обратном направлении. Это
предупреждает также утечку воздуха через клапанную систему
компрессора в те периоды, когда он выключен. Пружина клапана
закрыта крышкой 9, затянутой гайкой 8.
Рис. 109. Обратный клапан |