МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ТРАКТОРА ДТ-75

  Главная      Учебники - Трактора      Трактор ДТ-75 (устройство и эксплуатация)

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  ..

 

 

 

 

МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ТРАКТОРА ДТ-75



Механизм управления состоит из систем рычагов и тяг, при помощи которых управляют механизмами силовой передачи из кабины трактора.

Рычаги и педали управления расположены в переднем правом углу кабины (по ходу трактора), против сиденья тракториста.

Рычагами 10 (см. рис. 70) и 11 выключают тормоза планетарного механизма заднего моста, педалями 12 и 14 затормаживают остановочные тормоза, рычагом 9 выключают главную муфту сцепления и рычагом 12 включают муфту сцепления УКМ.

Для большего удобства рычаги снабжены пластмассовыми рукоятками, а педали — специальными подушками. Кроме того, рычаги и педали установлены на металлокерамических втулках, в результате чего они легко, без заедания, поворачиваются на своих осях.

На рисунке 70 рычаги и педали показаны в положении, при котором тормоза планетарного механизма заднего моста затянуты, остановочные отпущены, главная муфта и муфта сцепления УКМ включены, тормозок водила УКМ расторможен и механизм переключения передач коробки передач заблокирован.

Рычаги 10 к 11 и педали 12 и 14 управления установлены на валиках 5 и б, которые плотно входят в отверстия двух литых чугунных кронштейнов 8 к 19 управления, расположенных под полом кабины трактора. Кронштейны прикреплены болтами к кронштейнам опор механизма управления, укрепленным на верхней оси рамы. Концы валиков 5 и б неподвижно закреплены в отверстиях левого кронштейна 8 стопорными болтами.

На валике 5 с правой стороны, рядом с кронштейном 19, установлен рычаг 9 главной муфты сцепления, левее — рычаг 11 управления правым тормозом планетарного механизма и рядом с этим рычагом — рычаг 10 управления левым тормозом планетарного механизма. Рычаг 10 соединен (с помощью сварки) через трубу с промежуточным рычагом, расположенным на левой стороне трактора.

К рычагу 11 управления правым тормозом планетарного механизма и рычагу, соединенным через трубу с рычагом 10 управления левым тормозом планетарного механизма, с помощью вилок и пальцев присоединены тяги 44 и 4. Пальцы, установленные в вилки, приваренные к другим концам этих тяг, входят в пазы средних плеч тормозов планетарного механизма заднего моста. При перемещении назад одного из рычагов 10 или 11 управления тягой этого рычага поворачивается назад соответствующий рычаг 47 тормоза планетарного механизма, вследствие чего тормоз выключается и трактор плавно поворачивается вправо или влево.

 

 

 

 

 

Рис. 70. Механизм управления трактором:
1 — тяга левого остановочного тормоза (задняя); 2— перекидной рычаг: 3 — тяга левого остановочного тормоза; 4 тяга левого тормоза планетарного механизма; 5 — валик рычагов управления; 6—валик педа-1ей управления; 7— оттяжная пружина педали левого остановочного тормоза; 8 — левый кронштейн механизма управления; 9— рычаг управления главной муфтой сцепления; 10 — рычаг управления левым тормозом планетарного механизма; 11—рычаг управления правым тормозом планетарного механизма: 12 педаль управления левым остановочным тормозом; 13 — рычаг управления усилителей крутящего момента (УКМ); 14 — педаль управления правым остановочным тормозом; 15 — сектор правой педали; 16 — упор рычагов управления тормозами и главной муфтой сцепления; 17 —педаль рычага управления УКМ; 18— пружина педали рычага управления УКМ; 19—правый кронштейн механизма управления;
20 — рычаг муфты выключения главной муфты сцепления; 21—оттяжная пружина педали правого остановочного тормоза; 22 — масленки; 23 — пружина сервомеханизма; 24 — тяга главной муфты сцепления; 25 — кронштейн сервомеханизма; 26 — ось: 27 — двуплечий рычаг сервомеханизма; 28—масленка; 29 — тяга сервомеханизма; 30 — вилка тяги рычага УКМ; 31 — оттяжные пружины рычагов управления тормозами планетарного механизма; 32 — регулировочная муфта; 33 — кронштейн оттяжных пружин; 34 — тяга муфты сцепления УКМ; 55— тяга блокировки УКМ; 36—двуплечий рычаг УКМ; 37 — тяга тормозка УКМ: 38 — оттяжная пружина двуплечего рычага УКМ; 39 — тяга блокировки механизма переключения передач; 40 — рычаг тормозка водила УКМ; 41 — пружина тяги блокировки механизма переключения передач; 42—оттяжная пружина рычага тормозка водила УКМ; 43 — тяга правого остановочного тормоза; 44 — тяга правого тормоза планетарного механизма; 45 — валики блокировки механизма переключения передач; 46 — регулировочный винт пружины сервомеханизма; 47 — рычаги тормозов планетарного механизма; 48 — рычаги остановочных тормозов.

 

 

 



В переднем положении рычаги управления постоянно прижаты к упору 16 оттяжными пружинами 31. Эти пружины ушками одних концов зацеплены за отверстия нижних плеч рычагов управления, а другими — за отверстия планки кронштейна 33 оттяжных пружин, представляющего собой фигурно отштампованную полосу, к концу которой приварена планка с отверстиями под ушки пружин. Отверстиями, имеющимися в полосе, он установлен на валики 5 и б управления между рычагами 10 и 11 и педалями.

Упор 16 рычагов управления представляет собой цилиндрический стержень, который шейкой входит в отверстие прилива правого кронштейна управления и неподвижно закрепляется в нем гайкой. Когда рычаги управления прижаты к упору, между концами пазов средних плеч рычагов тормозов планетарного механизма и пальцами тяг рычагов управления образуются зазоры 6—8 мм, которые обеспечивают свободный ход рычагов 10 и 11 управления.

На валике педалей 6 установлены: справа, рядом с кронштейном 19, правая педаль 14 и левее, рядом с ней, — левая педаль 12, которая соединена (с помощью сварки) через трубу с промежуточным рычагом.

К плечу правой педали (обращенному вниз) и промежуточному рычагу, соединенному через трубу с левой педалью, присоединены тяги 3 и 43. Правая педаль тягой 43 непосредственно соединена с верхним плечом рычага правого остановочного тормоза заднего моста, а левая педаль — через промежуточный рычаг, тягу 3, перекидной рычаг 2 и тягу 1 с верхним плечом рычага левого остановочного тормоза.

Перекидной рычаг 2 установлен на оси кронштейна, привернутого болтами к крышке коробки передач.

При нажатии на одну из педалей до отказа вперед нижнее плечо правой педали или промежуточного рычага левой педали переместится назад. Также назад будет повернуто верхнее плечо рычага остановочного тормоза, связанного с этой педалью, в результате чего будут заторможены остановочный тормоз и гусеница стороны трактора, соответствующей выжатой педали. Трактор круто повернется в сторону заторможенной гусеницы. Нажимать на педаль нужно после того, как рычаг управления будет оттянут до отказа, т. е. тормоз планетарного механизма полностью выключится. В противном случае произойдет торможение движущегося под нагрузкой трактора, что может вызвать поломку деталей.

Педали вместе с тягами и связанными с ними деталями тормозных устройств остановочных тормозов возвращаются в исходное положение оттяжными пружинами 7 и 21, которые одним концом зацеплены за ушки нижних плеч правой педали и промежуточного рычага левой педали, а другим — за отштампованные из листовой стали кронштейны, прикрепленные к кронштейнам опор механизма управления.

Чтобы затормозить трактор при стоянке па уклоне, правую педаль после выключения главной муфты сцепления фиксируют в заторможенном положении, зацепив зуб педали за зуб сектора 15. Тормоза планетарного Механизма в этом случае не выключают.

Сектор 15 закреплен с помощью винта и гайки на приливе правого кронштейна управления 19. За конец, выступающий над полом кабины, он может быть приподнят трактористом для фиксирования педали.

При расторможенных остановочных тормозах педали должны занимать вертикальное положение. Положение педалей регулируют, изменяя длину тяг 3 и 43, навинчиванием или свинчиванием вилок.

Ход педалей должен быть отрегулирован так, чтобы остановочные тормоза полностью затягивались при фиксировании правой педали в заторможенном состоянии на первом зубе Сектора 15. Левая педаль в заторможенном положении должна совпадать с правой,

Величину хода педалей регулируют специальными гайками остановочных тормозов, расположенными в крайних люках задней плоскости корпуса коробки передач и заднего моста.

По мере износа накладок тормозных лент ход педалей увеличивается. После того как ослабнет затяжка правого тормоза при фиксировании правой педали сектором или соответственно увеличится ход левой педали, тормоза нужно регулировать.

Рычагом 9 одновременно с выключением главной муфты сцепления выключается муфта сцепления увеличителя крутящего момента

(чтобы предотвратить заклинивание включенных шестерен коробки), затормаживается водило увеличителя (чтобы остановить первичный вал коробки и тем самым обеспечить безударное включение передач), выключается механизм блокировки коробки и приводится в действие сервомеханизм, облегчающий включение главной муфты сцепления. Для этого нижнее плечо рычага 9 соединено тягой 24 с рычагом 20 вилки муфты выключения главной муфты сцепления, тягой 29 с рычагом 27 сервомеханизма, тягой 35 с рычагом выключения муфты сцепления УКМ и тягой 37 с рычажком 40 тормозка водила УКМ.

Конец тяги 35 плоской частью входит в паз верхней головки рычага 36, а продольным пазом опирается на палец, установленный в отверстиях ушек верхней головки этого рычага. В результате этого рычаг 36 может поворачиваться независимо от тяги 35, что необходимо для выключения муфты УКМ рычагом 13.

При перемещении рычага 9 главной муфты сцепления вперед нижнее его плечо перемещается назад. При этом тяга 24 поворачивает рычаг 20 вилки муфты выключения главной муфты сцепления и муфта выключается, тяга 35 поворачивает рычаг 36 и выключается муфта сцепления УКМ, тяга 37 поворачивает рычаг 40 тормозка водила УКМ и водило затормаживается и одновременно перемещает назад тягу 39 блокировки коробки передач,которая поворачивает валики 45 блокировки в крайнее заднее положение, соответствующее разблокированному положению механизма переключения передач.

Тяга блокировки состоит из двух цилиндрических тяг, соединенных между собой резьбовой муфтой 32 и штампованной из листовой стали скобы 39. Передним концом эту скобу устанавливают на палец вилки тяги 37, а двумя отверстиями в ее отогнутых под прямым углом участках — на переднюю тягу 39. Скоба постоянно прижимается пружиной 41 к головке передней тяги. Задний конец этой пружины упирается через шайбу в шплинт, установленный в отверстие тяги. Тяга 37 перемещается больше, чем это необходимо для открытия блокировки. Когда выступающий, палец заднего валика блокировки коробки передач коснется площадки колонки крышки, произойдет дополнительное сжатие пружины
41 тяги блокировки и излишки хода тяги 37 будут компенсированы, а палец валика блокировки будет через пружину 41 прижат к площадке. Такая упругая конструкция тяги предохраняет механизм блокировки от поломок при заедании.
Рычажок 40 тормозка водила УКМ поворачивается Под действием пружины 42. В головке этого рычажка сделан паз, за передний конец которого рычажок удерживается в расторможенном положении пальцем, установленным в вилку тяги 37. При перемещении тяги 37 назад рычажок 40 поворачивается также назад, постоянно следуя за пальцем тяги до тех пор, пока колодка тормозка водила УКМ не будет прижата к опорному диску его муфты сцепления и не затормозится водило. В результате дальнейшего движения тяги 37 между пальцем этой тяги и передним концом паза рычажка 40 возникает зазор Р (рис. 72, б), необходимый для беспрепятственного действия пружины 42 (рис. 70) и для компенсации износа накладки колодки тормозка, в процессе которого возрастает угол отклонения рычажка 40 назад. Между задней стороной паза рычажка 40 и пальцем тяги 37 после выключения главной муфты сцепления также образуется небольшой зазор. Этот зазор необходим для обеспечивания полного хода рычага выключения муфты сцепления, а вместе с тем и полного выключения главной муфты сцепления и муфты сцепления УКМ.

Принцип работы сервомеханизма основан на взаимодействии нажимных пружин главной муфты сцепления и муфты сцепления УКМ с пружиной 23 сервомеханизма: при перемещении рычага 9, когда выключают муфты и происходит дополнительное сжатие их нажимных пружин, приходится преодолевать только разность усилий нажимных пружин муфт и пружины сервомеханизма, в результате чего облегчается управление муфтами сцепления. Кроме того, с помощью сервомеханизма рычаг 9 главной муфты сцепления фиксируется во включенном и выключенном положениях.

Основными деталями сервомеханизма являются двуплечий рычаг 27, пружина 23 и тяга 29.

Двуплечий рычаг 27 установлен на оси 26 кронштейна 25, прикрепленного тремя болтами к внутренней стороне правого лонжерона рамы. К головке длинного плеча этого рычага присоединено с помощью пальца ушко пружины 23 сервомеханизма, другое ее ушко через регулировочный винт 46 и верхнюю вилку соединено с ушком, приваренным к верхней оси рамы. Ушки закреплены на пружине 15. Регулировочный винт 46 ввернут в резьбовое отверстие, расположенное в центре верхнего ушка пружины 23. Для завинчивания этого винта в средней его части имеется шестигранный выступ. Головкой регулировочный винт входит в отверстие верхней вилки и закрепляется в ней с помощью двух полуцилиндрических разъемных сухариков, которые, будучи вставленными в отверстие верхней вилки, по форме образуют буртовую втулку, удерживающую регулировочный винт 46. Этим винтом натягивают пружину 23 до тех пор, пока не будет достигнута необходимая нагрузка.

К короткому плечу двуплечего рычага 27 прикреплена тяга 29, которой он соединен с рычагом 9 главной муфты сцепления.

 

 

 

 

Рис. 71. Механизм управления главной муфтой сцепления и сервомеханизм;
1 — тяга сервомеханизма; 2 — регулировочная муфта; 3 —тяга главной муфты сцепления; 4 — рычаг управления главной муфтой сцепления; 5 —пружина сервомеханизма; 6 — регулировочный винт пружины сервомеханизма; 7 — корпус подшипника; 8 — муфта выключения; 9 — рычаг тормозка кардана; 10 — рычаг главной муфты сцепления; 11—упор рычага сервомеханизма; 12 — друплечный рычаг сервомеханизма; 13 — упор пружин.

 

 

 

При выключении главной муфты сцеплений одновременно с поворотом рычага 9 вперед через тягу 29 поворачивается назад двуплечий рычаг 27 сервомеханизма.

В начальный момент поворота двуплечего рычага 12 (рис. 71) и до совпадения оси пружины 5 сервомеханизма с осью поворота этого рычага (мертвое положение) пружина будет оказывать сопротивление повороту. Однако усилие, необходимое для перемещения рычага 4, будет невелико, так как отводки муфт сцепления в это время совершают свободный ход. По мере приближения к «мертвому» положению сокращается плечо действия силы пружины сервомеханизма и сопротивление повороту рычага 12 уменьшается.

После перехода рычагом 12 «мертвого» положения усилие пружины 5, передаваемое через рычаг 12 и тягу 1 рычагу 4, способствует повороту рычага 4 вперед, в то время как усилия нажимных пружин главной муфты
сцепления и муфты сцепления УКМ, передаваемые этому рычагу через тяги 3 (рис. 72, а) и 2, препятствуют его повороту. По мере поворота рычага 12 (рис. 71) из «мертвого» положения назад увеличивается плечо действия силы пружины 5. Вследствие этого возрастает усилие поворота рычага 4 вперед, но при этом в результате дополнительного сжатия нажимных пружин муфт сцепления возрастает и сопротивление его повороту. Разность этих усилий преодолевается трактористом.
 

 

 

 

 

Рис. 72а. Механизм управления и блокировки УКМ:
I — тяга сервомеханизма; 2 — тяга блокировки; 3 — тяга главной муфты сцепления; 4 — рычаг управления главной муфты сцепления; 5 — рычаг управления муфтой УКМ; 6 —зуб; 7—педаль рычага управления УКМ; 8 — тяга муфты сцепления УКМ; 9 — оттяжная пружина; 10 — двуплечий рычаг УКМ; И — рычаг отводки УКМ; 12 — стакан переднего подшипника ведущего вала УКМ; 13 — подшипник отводки УКМ; J4 — нажимной диск.

 

 

 

 

К концу выключения муфт сцепления двуплечий рычаг 12 повернется настолько, что усилие пружины 5 сервомеханизма окажется достаточным для удержания рычага 4 в переднем положении, а главной муфты сцепления и муфты сцепления УКМ—в выключенном положении.

УКМ можно включать независимо от механизма включения главной муфты сцепления рычагом 13 (рис. 70). Этот рычаг установлен на оси, укрепленной стопорным болтом в отверстии правого кронштейна управления. Нижнее плечо рычага 13 тягой 34 соединено с нижним плечом рычага 36 включения УКМ. При перемещении рычага 13 назад нижнее его плечо перемещается вперед, тяга 34 поворачивает рычаг 36, муфта сцепления УКМ выключается и выключается УКМ. При этом палец верхней головки рычага 36 свободно перемещается по пазу тяги 35.

В тяге 34 также имеется паз, который обеспечивает включение УКМ рычагом 9 главной муфты сцепления независимо от рычага 13 муфты сцепления УКМ.

При включенной муфте сцепления УКМ между пальцами рычага 36 и концами пазов тяги 35 с передней стороны и тяги 34 с задней образуются зазоры, позволяющие пружине 33 постоянно удерживать рычаг 36 в положении, при котором отводка муфты сцепления УКМ максимально удалена от нажимных рычажков и прижата к стакану 12 (см. рис. 72, а) переднего подшипника ведущего вала УКМ. При отсутствии зазоров рычаг 10 будет удерживаться тягами 8 и 2, в результате чего уменьшается ход отводки муфты сцепления УКМ и выключение этой муфты будет неполным. Кроме того, зазор между пальцем рычага 10 муфты УКМ и концом паза тяги 2 необходим для того, чтобы включение главной муфты сцепления происходило несколько позже муфты сцепления УКМ, что увеличивает срок службы последней.

Рычаг 13 (рис. 70) муфты сцепления УКМ в крайних переднем и заднем положениях, соответствующих выключенному или полностью включенному УКМ, фиксируется педалью 17. Эта педаль свободно установлена на втулке, которая, в свою очередь, надета на конец упора 16 рычагов управления и неподвижно затянута гайкой, навернутой на конец упора. К рычагу 13 двумя заклепками приклепан зуб, а педаль 17 имеет два ступенчато расположенных выступа, в которые упирается зуб рычага

13 в крайних положениях. Пружиной 18 зуб рычага 13 прижимается к одному из выступов педали 17 в зависимости от того, в каком положении находится рычаг 13, а педаль
поджимается к нижней части зуба этого рычага.

Таким образом, рычаг 13 в крайнем заднем положении автоматически фиксируется задним выступом педали 17. После нажатия на педаль 17 рычаг 13 может быть вновь перемещен вперед.

Валики управления и ось рычага муфты сцепления УКМ смазывают через масленки 22, а ось рычага сервомеханизма — через масленку 28.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  ..