Тормоз будет пробуксорывать, что приведет к
чрезмерному нагреву деталей, выходу из строя накладок тормозной
ленты и резиновых деталей уплотнений заднего моста. В результате
пробуксовки тормозов уменьшается тяговое усилие и ухудшается
устойчивость прямолинейного хода трактора.
Свободный ход рычагов управления восстанавливают, навертывая
регулировочные гайки 44 тормозов планетарного механизма на
регулировочные винты до тех пор, пока не совпадут кольцевые
проточки Б штоков пружин тормозов планетарного механизма с
кромками отверстий проушин.
Свободный ход полностью восстанавливают регулировкой тормозов.
Рычаги 30 остановочных тормозов расположены по боковым сторонам
заднего моста. Плечами, обращенными вниз, эти рычаги через
серьги 33 соединены с двуплечими рычагами 34 остановочных
тормозов, а плечами, обращенными вверх, — с тягами управления
связанными с педалями.
При прямолинейном движении трактора между тормозными лентами и
шкивами остановочных тормозов имеются зазоры, в результате чего
шкивы вращаются свободно. Двуплечие рычаги пружинами через тяги
управления, рычаги 30 тормозов и серьги 33 постоянно прижимаются
своими пальцами к вырезам тормозных кронштейнов.
Когда нажимают на педаль, после предварительного выключения
тормоза планетарного механизма, рычаг 30 остановочного тормоза
тягой управления поворачивается за верхнее плечо по часовой
стрелке (если смотреть на тормоз с левой стороны трактора).
Нижним плечом этого рычага через серьгу 33 поворачивается вперед
двуплечий рычаг 34 относительно одного из своих пальцев в
зависимости от направления вращения тормозного шкива, а другим
пальцем этого рычага затягивается тормозная лента. Шкив
перестает вращаться, а вместе с ним прекращается вращение
шестерен конечной передачи и движение гусеницы. Трактор круто
поворачивается в сторону заторможенной гусеницы.
При переднем ходе трактора шкивы остановочных тормозов вращаются
по часовой стрелке (если смотреть на них с левой стороны
трактора). В этом же направлении увлекается затормаживаемая
лента, прижимая задний палец двуплечих рычагов к вырезу
тормозного кронштейна. Относительно этого пальца происходит
поворот двуплечих рычагов.
При заднем ходе трактора тормозные шкивы вращаются в обратном
направлении и поворот двуплечих рычагов происходит относительно
переднего пальца.
Таким образом, при движении трактора вперед или назад, при
торможении остановочными тормозами и тормозами планетарного
механизма всегда наиболее нагруженный палец
тормозной ленты опирается на кронштейн, а на менее нагруженный
воздействует водитель. При этом тормозная лента увлекается
шкивом, как бы обматывается вокруг него, что способствует
торможению. Поэтому тормоза называют самозатягивающимися
плавающего типа.
Когда отпустят педаль, она под действием пружины возвратится в
первоначальное положение. Вместе с этой педалью возвратится в
первоначальное положение механизм торможения, и шкив начнет
вращаться.
Остановочными тормозами, преимущественно правым, также
осуществляют торможение трактора. Для этого после выключения
главной муфты сцепления нажимают до отказа на педаль, а тормоза
планетарного механизма оставляют затянутыми. При затянутых
тормозах планетарного механизма и одном остановочном обе
гусеницы останавливаются, так как при заторможенной солнечной
шестерне и водиле одной стороны прекращается вращение коронной
шестерни, а вместе с тем и вращение водила другой стороны, так
как солнечная шестерня этой стороны также заторможена.
Остановочные тормоза регулируют, устанавливая необходимой
величины зазор между шкивами и накладками тормозных лент. При
навертывании регулировочных гаек 44 зазор уменьшается, а при
вывертывании — увеличивается. Соответственно изменяются углы
поворота двуплечих рычагов 34, рычагов 30 тормозов и ход
педалей. С увеличением зазора между шкивами и накладками углы
поворота рычагов и ход педалей возрастают, и, наоборот, с
уменьшением зазора они уменьшаются.
Зазор между шкивами и тормозными лентами, необходимый для
полного выключения тормозов и надежного торможения,
устанавливают по величине хода правой педали. При правильно
отрегулированных и полностью отпущенных тормозах величина зазора
между шкивами и накладками тормозных лент как для остановочных
тормозов, так и тормозов планетарного механизма должна быть
одинаковой по длине лент и находиться в пределах 1,5—1,8 мм.
Расторможенная лента не должна касаться в отдельных точках
поверхности шкива, так как это может вызвать интенсивное
самоторможение и износ накладок.
Равномерность зазора между тормозными лентами и шкивами в
большой степени зависит от первоначальной формы тормозных лент в
свободном состоянии.
Тормозная лента на всем криволинейном участке, начиная от
верхнего конца и не доходя 80 мм от центра отверстия проушины
заднего конца, должна иметь в свободном состоянии форму
окружности диаметром 344± ± 1 мм. При монтаже эта форма должна
быть сохранена.
Равномерному распределению зазора также способствуют оттяжные
пружины 40 и 50 и регулировочные винты 51, ввернутые в резьбовые
отверстия, расположенные снизу корпуса по серединам тормозных
лент. Между затянутыми лентами и винтами 51 устанавливают зазор
1,5—1,8 мм. При растормаживании на эту величину лента отходит от
поверхности шкива под действием пружин 50 и собственного веса.
Доступ к регулировочным гайкам тормозов осуществляется через
четыре люка на задней стенке корпуса, закрываемые крышками 53. К
крышке приклепаны скобы, в которые после ее установки на место
входят грани регулировочных гаек, чем предотвращается
са-моотворачивание их в процессе работы.
Планетарный механизм поворота и главная передача смазываются
маслом, залитым в центральный отсек, путем разбрызгивания его
вращающимися деталями.
Масло заливают через отверстие в верхней крышке 10 корпуса
коробки передач и заднего моста, закрываемое пробкой 8 с
встроенным в нее масломерным стержнем. По меткам стержня
устанавливают необходимое количество масла для нормальной работы
заднего моста и коробки передач.
В процессе эксплуатации необходимо, чтобы уровень маела
находился между метками масломерного стержня. Не допускается
уровень ниже нижней метки, так как это может вызвать повышенный
износ деталей и даже их поломку.
При уровне выше верхней метки чрезмерно нагреваются задний мост
и коробка передач, в результате чего сокращается срок службы
масла и резиновых деталей уплотнений. Нормальная температура
масла должна находиться в пределах 80—90° С.
Для снижения нагрева и частичной очистки масла в центральном
отсеке установлен штампованный из листовой стали защитный
кожух-маслоуспокоитель 16.
Масло из корпуса заднего моста сливают через отверстие в его
нижней части, закрываемое пробкой 15 с магнитом. При замене
масло следует одновременно сливать через сливное отверстие
отсека коробки передач, иначе большое количество наиболее
загрязненного масла останется в этом отсеке.
Масло, пропущенное уплотнениями в сухие отсеки тормозов,
периодически сливают через резьбовые отверстия, закрываемые
пробками 49.
|