Положение шаровой рукоятки рычага переключения

  Главная      Учебники - Трактора      Трактор ДТ-75 (устройство и эксплуатация)

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  ..

 

 

 

КОРОБКА ПЕРЕДАЧ ТРАКТОРА ДТ-75

 

 

Положение шаровой рукоятки рычага переключения

 

Положение шаровой рукоятки рычага переключения (если смотреть на нее по ходу трактора) при различных передачах показано на рисунке 64.

При наклоне рычага переключения в крайнее правое положение, а затем назад или вперед его нижним концом соответственно переместится вперед или назад левая планка переключения (на рисунке 62, б она правая, так как разрез коробки передач представляет вид спереди), а вместе с ней вилкой 33 переключения первой и второй передач также вперед или назад переместится блок 32 шестерен первой и второй передач; соответственно будет включена первая или вторая передача.

При среднем правом положении рычага переключения и наклоне его назад или вперед средняя левая планка переключения вместе с вилкой 31 переключения третьей и четвертой передач и блоком 14 шестерен третьей и четвертой передач соответственно переместится вперед или назад — будет включена третья или четвертая передача.
 

 

 

Рис. 64. Схема расположения рукоятки рычага переключения передач.

 

 

 

При среднем левом положении рычага переключения и наклоне его вперед или назад соответственно переместится средняя правая планка переключения, а вместе с ней и поводок 68, который с помощью двуплечего рычага 53 переместит вилку 48 переключения пятой и шестой передач и связанный с этой вилкой блок 74 шестерен таких же передач — будет включена пятая или шестая передача.

При наклоне рычага переключения в крайнее левое положение, а затем вперед или назад соответственно переместится крайняя правая планка переключения и вместе с ней вилка переключения передачи заднего хода. Последняя, будучи связана с шестерней 69 заднего хода и через двуплечий рычаг 53 и вилку 73 переключения седьмой передачи с подвижной шестерней 72 седьмой передачи, переместит эти шестерни. При наклоне рычага переключения вперед будет включена седьмая передача, а назад — передача заднего хода.

Для уменьшения торцевого износа зубьев, а также для предотвращения неполного включения и самовыключения шестерен в механизме переключения применено блокирующее устройство. Оно позволяет переключать передачи только при полностью выключенной главной муфте сцепления и включать эту муфту при полностью включенной или выключенной передаче.

Блокирующее устройство выполнено следующим образом. Сверху над фиксаторами планок переключения, в расточках приливов боковых стенок колонки, установлены два валика 28 блокировки. От осевого перемещения в расточках валики удерживаются ввернутыми сверху в отверстия прилива стопорными болтами, концы которых входят в кольцевые пазы валиков. В средней части каждый валик блокировки имеет по два конусообразных углубления, а на концах, выходящих наружу, — рычажки, откованные заодно с валиками. Рычажки соединены между собой серьгой, установленной на пальцы, запрессованные в отверстия их головок. Конец рычага переднего валика блокировки тягами соединен с рычагом управления муфтой главного сцепления так, что при повороте рычага управления муфтой одновременно с включением или выключением главной муфты сцепления поворачиваются оба валика блокировки. От спадания с пальцев серьга и тяга управления удерживаются разводными шплинтами.

Для герметизации коробки передач в отверстия под валики блокировки с одного конца вставлены заглушки, а с другого в кольцевые канавки валиков блокировки установлены резиновые кольца.
 

Конец пальца рычага заднего валика блокировки выступает над площадкой, имеющейся на колонке, и, когда конец этого пальца касается площадки, оба валика блокировки становятся в положение, при котором их углубления расположатся против фиксаторов. При этом положении главная муфта сцепления будет выключена. Оно достигается правильной регулировкой длины тяги блокировки. В этом случае при переключении передач фиксаторы

29 могут беспрепятственно подниматься гранями клинообразных пазов перемещающихся планок переключения, входя своими хвостовц-ками в углубления валиков 28. Если передача случайно не будет включена полностью, то фиксатор этой планки переключения окажется между ее клинообразными пазами в поднятом положении, а хвостовик его — в углублении валика блокировки. Включить муфту главного сцепления при этом будет невозможно, так как повороту ее рычага управления будет препятствовать валик блокировки, удерживаемый хвостовиком поднятого фиксатора.

Когда муфта главного сцепления будет включена, валики блокировки повернутся вперед и их углубления сместятся от фиксаторов. В этом положении переключить передачи невозможно, так как фиксаторы, упираясь в валики блокировки, не могут подняться и освободить планки переключения.

Следовательно, блокирующее устройство автоматически запирает механизм переключения передач, не допуская переключения и самовыключения передач при работающем тракторе, а также исключает возможность неполного их включения.

Вращение вторичному валу передается следующим образом. Первичный вал коробки передач получает вращение от двигателя через главную муфту сцепления, карданную передачу и УКМ.

От первичного вала 8 через шестерни постоянного зацепления 6, 66 и 75 вращение передается валу 50 заднего хода и дополнительному валу 47. При этом направление вращения вала заднего хода противоположно направлению вращения первичного вала, а направление вращения дополнительного вала совпадает с ним. Вращение вторичному валу 40, а через последующие механизмы и ведущим колесом трактора, передается только при включенной передаче, когда одна из подвижных шестерен первичного, дополнительного валов или вала заднего хода будет введена в зацепление с соответствующей шестерней вторичного вала. В результате различного соотношения размеров зубчатых венцов вводимых в зацепление шестерен получаются разные
скорости вращения вторичного вала, а вместе с тем и скорости движения трактора.

Направление вращения вторичного вала на всех передачах переднего хода противоположно направлению вращения первичного вала, а на передаче заднего хода совпадает с ним. Ввиду изменения направления вращения вторичного вала трактор может двигаться назад.

Чтобы включить любую передачу, необходимо вначале выключить главную муфту сцепления, переместив рычаг управления ею вперед до отказа. Затем установить рычаг переключения передач в поперечном направлении в положение, соответствующее включаемой передаче, и включить ее, перемещая рычаг в продольном направлении вперед или назад.

После выключения главной муфты сцепления первичный вал коробки передач и связанные с ним вал заднего хода и дополнительный вал, несмотря на действие тормозков карданной передачи и водила УКМ, продолжают еще некоторое время вращаться по инерции. Включение передач в это время сопровождается значительными ударными нагрузками, возникающими на кромках зубьев вводимых в зацепление шестерен, характерным шумом, в результате чего усиленно изнашиваются и скалываются торцы зубьев шестерен со стороны включения, что значительно сокращает срок их службы.

Во избежание износа и сколов зубьев шестерен включать передачи нужно только при полностью остановленном первичном вале (рри нулевом показании масляного манометра УКМ). В момент остановки первичного вала останавливается дополнительный вал, приводящий во вращение насос УКМ, и подача масла прекращается. При этом стрелка масляного манометра УКМ останавливается на нуле.

Кроме того, необходимо следить за состоянием и регулировкой тормозков карданной передачи, водила УКМ и блокирующего устройства.

Детали коробки передач смазываются маслом (находящимся в ее отсеке), разбрызгиваемым вращающимися шестернями.

Масло заливают через отверстие, расположенное на крышке заднего моста, в его центральный отсек, откуда через литое отверстие в нижней части задней стенки отсека коробки передач масло поступает в этот отсек. Уровень масла в отсеках коробки передач и центральном отсеке заднего моста одинаков. Определяют его по меткам масломерного стержня, вмонтированного в пробку заливного отверстия.
 

Для улучшения смазки деталей, расположенных в передней части коробки, особенно при движении трактора в гору, когда часть масла перетекает в задний мост, к боковым стенкам коробки передач прилиты наклонные желобки, концы которых подведены к ведомой шестерне 75 постоянного зацепления и ведомой шестерне 4 третьей передачи, расположенным в передней части. Вращающимися шестернями вторичного и дополнительного валов масло забрасывается в эти желобки и, стекая по ним, попадает на шестерни 4 и 75, при разбрызгивании которыми попадает на детали передней части коробки.

Масло сливают через отверстие в дне корпуса коробки, закрываемое пробкой 62 с магнитом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  ..