Расположение шестерен в коробке передач при включенных передачах

  Главная      Учебники - Трактора      Трактор ДТ-75 (устройство и эксплуатация)

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  ..

 

 

 

КОРОБКА ПЕРЕДАЧ ТРАКТОРА ДТ-75

 

 

Расположение шестерен в коробке передач при включенных передачах

 

Расположение шестерен в коробке передач при включенных передачах показано на рисунке 63.

Для облегчения включения передач торцы зубьев шестерен со стороны ввода их в зацепление закруглены.
 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 63. Схема расположения шестерен коробки передач при включенных передачах:
a—первая передача; б—вторая передача; в—третья передача; г — четвертая передача; д—пятая передача; е — шестая передача:
ж — седьмая передача; з— передача заднего хода.
 

 

 

 

Положение подвижных блоков, при котором шестерни не сцепляются и не передается движение вторичному валу, называется нейтральным.

Подвижные шестерни перемещают с помощью механизма переключения, рычаг управления которым выведен в кабину. Механизм переключения, за исключением вилок переключения и осей, смонтирован в крышке коробки передач.

Крышка 19 (см. рис. 62) чугунная, литая. В верхней части ее образована пустотелая колонка, на которой установлен рычаг 20 переключения передач. Внутри колонки имеются устройства для фиксации положения подвижных шестерен и ориентации рычага переключения при выборе передачи.

Две оси 34 и 54 вилок переключения расположены в верхней части отсека коробки передач над валом заднего хода и одна 49 — в средней части над дополнительным валом. Установлены они в отверстиях передней и задней стенок отсека коробки. Осевое перемещение и вращение их предотвращаются планками 67, прикрепленными болтами к передней плоскости корпуса.

На оси 34 установлена подвижно вилка 33 переключения первой и второй передач, связанная с блоком 32 шестерен первой и второй передач, и вилка 31 переключения третьей и четвертой передач, связанная с блоком 14 шестерен третьей и четвертой передач. На оси 54 также установлены поводок 68 и вилка 52 переключения передачи заднего хода и на оси 49 — вилка 48 переключения пятой и шестой передач и вилка 73 переключения седьмой передачи, которые соответственно связаны с блоком 74 шестерен пятой и шестой передач и шестерней 72 седьмой передачи.

Для упрощения изготовления вилки переключения выполнены сборными. Отверстиями, имеющимися в их головках, вилки напрессованы на шейки втулок, которые внутренними отверстиями установлены на оси вилок переключения. Для надежности соединения втулки приварены к вилкам.

Вилки переключения входят в кольцевые проточки подвижных шестерен и могут передвигать шестерни вдоль валов, не препятствуя их свободному вращению.

Вилка 54 переключения передачи заднего хода и поводок 68 имеют боковые выступы с
сыфрезерованными в них прямоугольными пазами. В эти пазы входят пальцы, запрессованные в верхние головки двуплечих рычагов 53, свободно посаженных на осях 51. Оси 51 с помощью стопорных пластин, которые прикреплены к корпусу болтами, неподвижно установлены во втулках, запрессованных в отверстия приливов боковой стенки корпуса.

Нижние концы двуплечих рычагов 53 сферическими головками входят в отверстия боковых выступов поводков вилок переключения пятой и шестой передач и седьмой передачи. Таким образом, поводок 68 двуплечим рычагом 53, расположенным в передней части коробки, соединен с вилкой 48 переключения пятой и шестой передач, а вилка 52 переключения передачи заднего хода двуплечим рычагом, расположенным сзади, соединена с вилкой 73 переключения седьмой передачи. При перемещении поводка 68 или вилки 52 поворачиваются двуплечие рычаги 53, которые нижними концами перемещают вилки переключения пятой и шестой передач или седьмой передачи.

Головки вилок 31, 33, 52 и поводок 68 сверху имеют призматические выступы, каждый из которых входит в поперечный паз одной из четырех планок 55 переключения. Выступ вилки 33 переключения первой и второй передач входит в паз крайней правой планки, выступ вилки 31 переключения третьей и четвертой передач— в паз средней правой планки, выступ вилки 52 переключения передачи заднего хода— в паз крайней левой планки и, наконец, выступ поводка 68 — в паз средней левой планки.

Между планками переключения укреплены разделительные, а по сторонам — боковые планки. Комплект планок переключения установлен на двух поперечно расположенных опорных планках 58, которые прикреплены болтами 59 через две пары распорных втулок

57 к нижней плоскости крышки коробки передач. Втулками 57 также ограничивается боковое перемещение планок переключения. Для предохранения от самопроизвольного отворачивания болты, крепящие опорные планки 58, законтрены отгибными шайбами. Планки переключения могут свободно перемещаться в продольном направлении. Боковые и разделительные планки неподвижны, так как прямоугольными вырезами этих планок охватывается задняя опорная планка. При перемещении той или иной планки переключения вместе с ней перемещается и вилка переключения, непосредственно связанная с этой планкой выступом или с помощью двуплечих рычагов.

 

Планки переключения перемещают рычагом переключения 20, нижний конец которого входит в поперечные прямоугольные пазы планок. При нейтральном положении шестерен пазы планок переключения и разделительных планок совпадают так, что при наклоне рычага переключения в поперечном направлении его нижний конец свободно перемещается по пазам планок переключения и разделительных планок от одной боковой планки до другой. Рычаг переключения может быть установлен в паз любой планки переключения в зависимости от того, какая из передач должна быть включена. Планки 55 переключения перемещаются при наклоне рычага переключения 20 в продольном направлении. При этом его нижний конец головкой, имеющей форму сферы со срезанными сторонами, нажимает на переднюю или заднюю сторону паза одной из планок переключения, передвигает эту планку вперед или назад, а вместе с тем и соответствующую вилку переключения со связанной с ней подвижной шестерней. Одновременному перемещению двух планок переключения препятствуют разделительные планки.

Положение планок переключения, при котором связанные с ними подвижные шестерни полностью включены или выключены, определяется фиксаторами 29. Этими же фиксаторами планки переключения удерживаются от самопроизвольного перемещения.

Фиксаторов — четыре, по одному на каждую планку переключения. Расположены они в два ряда, в шахматном порядке, в отверстиях прилива колонки крышки коробки передач над планками переключения. Фиксаторы переднего ряда расположены над правой крайней и средней левой планкой переключения, заднего — над средней правой и крайней левой планкой переключения (если смотреть на коробку передач спереди). Фиксаторы представляют собой цилиндрические ступенчатые стержни, нижние утолщенные концы которых обточены по конусу. Этими концами фиксаторы входят в клинообразные пазы планок переключения и пружинами, надетыми на их хвостовики, поджимаются к граням клинообразных пазов, удерживая тем самым планки переключения от перемещения.

Каждая планка переключения имеет три клинообразных паза. Когда планки зафиксированы средними пазами, то связанные с ними подвижные шестерни занимают нейтральное положение, а когда одна из этих планок окажется зафиксирована крайним передним или задним пазом, то соответствующая подвижная шестерня будет полностью включена.

Рычаг переключения выполнен сборным.
На цилиндрической заточке конца малого рычага, выступающего из колонки, с помощью сегментной шпонки и стяжного болта закреплен большой рычаг. На верхний конец этого рычага, выходящего в кабину тракториста, для большого удобства переключения передач навернута шарообразная пластмассовая рукоятка. В середине малого рычага имеется сферическое утолщение, которым он упирается и сферическое гнездо фланца 27, установленное на верхней плоскости колонки. Нижним цилиндрическим пояском фланец центрируется но отверстию колонки и дополнительно фиксируется на ней цилиндрическим штифтом. Сверху на фланец установлены полусферический защитный колпак 24, резиновый уплотнительный чехол 21 и прижимная шайба 25, которой закреплена нижняя манжета резинового чехла. Верхняя манжета чехла плотно надета на стержень малого рычага. Эти детали вместе с фланцем 27 четырьмя болтами прикреплены к колонке коробки передач. На стержень малого рычага до упора в торец его сферического утолщения установлена пружина 23, которая другим концом через сферическую шайбу 22 упирается в защитный колпак 24. Этой пружиной малый рычаг постоянно прижат к сферическому гнезду фланца 27, в результате чего ограничивается перемещение малого рычага вверх вдоль своей оси. В отверстие, расположенное по центру сферического гнезда фланца, установлен цилиндрический штифт, конец которого входит в прямоугольный паз, выфрезерованный в утолщении малого рычага. Поэтому рычаг переключения не может поворачиваться в сферическом гнезде фланца. Такое устройство опоры рычага переключения дает ему возможность свободно перемещаться в продольном и поперечном направлениях и предотвращает попадание пыли и влаги в коробку передач.

При включении передач необходимо, чтобы нижний конец рычага переключения был установлен в паз планки переключения соответствующей выбранной передачи так, чтобы при перемещении он не задевал разделительных планок. Рычаг 20 устанавливают в пазы крайних планок переключения по упору его нижнего конца в боковые планки. Для установки рычага в пазы средних планок служит устройство, состоящее из вилки 18, валика 17 переключения и фиксатора 16 валика переключения.

Валик 17 установлен в отверстиях боковых приливов колонки, в которых он может легко перемещаться в осевом направлении. В отверстия вставлены заглушки, чтобы не попадали в коробку передач пыль и влага. С одной стороны валика выфрезерован выступ, с другой — имеется продольная канавка, в которую входит конец стопорного винта 56, ввинченного в отверстие крышки снизу и удерживающего валик от поворота. В валик переключения конусообразным концом упирается фиксатор 16, поджимаемый снизу пружиной 15. Фиксатор установлен в отверстие прилива крышки отсека, пружина 15 — в отверстие корпуса. В средней части валика переключения неподвижно закреплена с помощью стяжного болта и гайки вилка 18. Эта вилка и валик 17 переключения перемещаются рычагом 20. При этом фиксатор свободно проскальзывает по впадинам валика. При переходе выступа валика через фиксатор последний, дополнительно сжимая пружину 15, отжимается выступом вниз, вследствие чего усилие на рычаге 20 в этот момент резко возрастает. Выступ расположен на валике так, что при касании его граней фиксатором нижний конец рычага переключения точно входит в паз одной из средних планок переключения (в зависимости от того, какой стороной выступ коснется фиксатора). Когда одна из граней этого выступа упрется в фиксатор, рычаг переключения войдет в паз одной из средних планок переключения.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  ..