ЗАДНИЙ МОСТ
ТРАКТОРА ДТ-75
Устройство торцевого уплотнения
Устройство торцевого уплотнения показано на
рисунке 67.
На ступенчатый стакан 1 надеты пружина 2 и штампованный
цилиндрический кожух, внутрь которого заключен резиновый сальник
4 и запрессовано текстолитовое уплотнительное кольцо 6.
Рис. 67. Торцевое уплотнение центрального
отсека:
1 — стакан; 2 — пружина; 3— кожух; 4 — резиновый каркасный
сальник; 5 — шайба; 6 — уплотнительное кольцо; 7 — стопорное
кольцо.
В канавку кольца 6 установлено резиновое кольцо, уплотняющее
соединение. Торец кольца 6, обращенный наружу, притерт так, что
после установки собранного уплотнения внутрь солнечной шестерни
этот торец пружиной поджимается к такому же притертому торцу
чугунного кольца, напрессованного на конец ступицы водила.
В результате плотного прилегания притертых торцов уплотнительных
колец достигается надежное уплотнение и свободное их вращение.
Кожух 3 с сальником 4 и кольцом 6
удерживается от вращения на стакане 1 шайбой 5, два внутренних
уса которой входят в прорези стакана. Кольцо 7 предохраняет
сальник 4 от спадания со стакана.
К фланцам солнечных шестерен 2 (см. рис. 65), выходящим в сухие
отсеки, прикреплены тормозные шкивы 21. Каждый шкив прикреплен с
помощью двух цилиндрических штифтов и шести болтов, которые
законтрены отгибными пластинами.
Водила 6 соединены валами 25 заднего моста с ведущими шестернями
27 конечных передач. Каждый вал одним шлицевым концом входит в
шлицевое отверстие ступицы водила 6, другим — во внутренние
шлицы ведущих шестерен 27 конечных передач.
На шлицевые концы ведущих шестерен конечных передач, выходящих в
отсеки тормозных устройств заднего моста, установлены
внутренними шлицами (до упора в торцы подшипников ведущих
шестерен) шкивы 23 остановочных тормозов. В этом положении шкивы
удерживаются планками 22, которые одними концами (в виде вилок
полукруглой формы) входят в кольцевые канавки на концах ведущих
шестерен, а другими прикреплены болтами к приливам ободьев
тормозных шкивов.
Сальником 26 и уплотнительным резиновым кольцом 24
предупреждается проникновение смазки из конечных передач в сухие
отсеки заднего моста.
Сверху корпуса 1 коробки передач и заднего моста установлена
штампованная из листовой стали крышка 10, которой закрываете?
центральный отсек. По сторонам этой крышки имеются окна,
выполненные по форме верхних люков боковых отсеков корпуса.
Боковые люки закрываются коробками управления 28, которые вместе
с крышками заднего моста прикреплены болтами к корпусу.
В переднюю стенку каждой коробки управления вварено по два
патрубка, через которые пропущены тяги управления. На эти
патрубки и тяги надеты резиновые чехлы 41, предохраняющие отсеки
от попадания в них влаги и пыли.
Коробки управления одновременно являются опорами топливного
бака, для чего к ним сверху приварены кронштейны.
В передней центральной части крышки заднего моста имеется люк,
закрываемый крышкой 9. Через этот люк отвертывают гайку,
крепящую задний подшипник первичного вала коробки передач, в
результате чего может быть разобрана коробка, за исключением
вторичного вала, без разборки заднего моста.
Планетарный механизм поворота работает следующим образом.
При движении трактора по прямой оба шкива 21 тормозов
планетарного механизма заторможены, а шкивы 23 остановочных
тормозов свободны.
Вращение от вторичного вала коробки передач через конические
шестерни главной передачи передается коронной шестерне 7,
которая, вращаясь на подшипниках 12, внутренними зубьями вращает
сателлиты обоих водил.
Вращаясь, сателлиты одновременно обкатываются вокруг неподвижных
солнечных шестерен, увлекая во вращательное движение водила. При
этом в 1,42 раза уменьшается число оборотов водил по сравнению с
числом оборотов коронной шестерни и соответственно увеличивается
величина вращающей силы.
От водил вращение передается валам заднего моста и далее через
конечные передачи ведущим колесам и гусеницам трактора.
При плавном повороте трактора растормаживают шкив планетарного
механизма той стороны, в которую совершается поворот. В этом
случае расторможенная солнечная шестерня свободно вращается
сателлитами и движение гусеницы этой стороны замедляется.
Гусеница другой стороны продолжает перемещаться с прежней
скоростью и трактор плавно поворачивается в сторону отстающей
гусеницы. При крутом повороте трактора после выключения тормоза
планетарного механизма дополнительно затормаживают шкив
остановочного тормоза той стороны, в которую совершается
поворот. В результате этого прекращается движение гусеницы, и
трактор круто поворачивается в сторону остановленной гусеницы.
Шкивы остановочных тормозов и планетарного механизма тормозятся
ленточными самозатягивающимися тормозами плавающего типа,
позволяющими при воздействии на них одинаковых усилий надежно
тормозить как при переднем, так и при заднем ходе трактора.
Правым остановочным тормозом также пользуются для заторможения
трактора во время его стоянки на подъеме или спуске.
Шкивы и ленты остановочных тормозов шире планетарных.
Тормозами планетарного механизма управляют при помощи рычагов, а
остановочными тормозами при помощи педалей, размещенных в
кабине.
Тормозные ленты представляют собой стальные ленты, согнутые по
дуге окружности. К внутренней поверхности этих лент приклепаны
фрикционные накладки. Каждая лента собрана из двух частей,
которые соединены между собой шарниром. Это позволяет при износе
накладок тормозных лент заменять их без снятия тормозных шкивов.
К верхним концам лент с помощью двух винтов и корончатых гаек
прикреплены регулировочные винты 47, на резьбовые концы которых
навернуты регулировочные гайки 44. К другим задним концам
тормозных лент четырьмя заклепками приклепаны петли, согнутые из
полосовой стали. В верхних частях этих петель имеется по два
прореза, в которые входят и соединяются с петлями с помощью
пальцев серьги 37.
Внутри отсеков, против каждого тормозного шкива, закреплены
тормозные кронштейны 36, имеющие форму вилок. Кронштейн
прикреплен четырьмя болтами к обработанной площадке,
расположенной на внутренней стороне задней стенки. Для большей
устойчивости тормозные кронштейны 36 посажены на цилиндрические
пальцы и зафиксированы штифтами. На боковых стенках тормозных
кронштейнов выфрезерованы фасонные пазы. Форма этих пазов для
кронштейнов остановочных тормозов и тормозов планетарного
механизма несколько различна, поэтому кронштейны нельзя менять
местами.
В пазы тормозных кронштейнов входят и могут в них свободно
перемещаться пальцы 42 и 43, установленные в отверстия двуплечих
рычагов 34 и 46. На эти пальцы рядом с внутренними поверхностями
вилок тормозных кронштейнов установлены двуплечие рычаги,
представляющие собой фигурно отштампованные пластины, верхние
части которых отогнуты навстречу друг к другу так, что между
ними
с небольшим зазором входят серьги 33 и 45. Осевое перемещение
пальцев и двуплечих рычагов ограничено: с одной стороны —
внутренними плоскостями тормозного кронштейна, а с другой
стороны — торцами утолщенной части переднего пальца 43 и через
серьги 37 торцами распорной втулки 35, установленной в средней
части пальца 42.
Втулка 35 закреплена на пальце 42 разводным шплинтом. В
кронштейны 36 остановочных тормозов установлены двуплечие рычаги
34 с короткими верхними плечами, а в кронштейны 48 тормозов
планетарного механизма — двуплечие рычаги 46 с длинными верхними
плечами.
Концы тормозных лент соединены с пальцами 42 и 43: верхние ветви
— регулировочными винтами, пропущенными через отверстия в
средней части переднего пальца 43, и регулировочными гайками 44;
задние ветви — серьгами 37.
Верхние плечи двуплечих рычагов 34 и 46 с помощью серег 33 и 45
и пальцев соединены с рычагами 30 остановочных тормозов и
рычагами 29 тормозов планетарного механизма. Эти рычаги
установлены на осях 32, неподвижно закрепленных сегментными
шпонками, в отверстиях кронштейнов 11, приваренных по кромкам
боковых проемов верхней крышки 10 корпуса коробки передач и
заднего моста. Продольное перемещение осей 32 ограничивается
боковыми стенками коробок 28.
Рычаги 29 и 30 тормозов сварной конструкции. К ступицам, отлитым
из стали вместе с плечами вильчатой формы, приварены плечи,
штампованные из листовой стали. К рычагам
29 тормозов планетарного механизма приварено по два штампованных
плеча, а к рычагам
30 остановочных тормозов — по одному. Внутрь ступиц рычагов
запрессованы металлокерамические втулки, пропитанные маслом,
обеспечивающие свободное качание рычагов на осях без
дополнительной смазки в процессе работы.
Рычаг 29 ближним к центральному отсеку плечом вильчатой формы
соединен через серьгу 45 с двуплечими рычагами тормоза солнечной
шестерни, а дальним — с пружиной 31. Средние плечи этих рычагов
имеют открытые с передней стороны пазы, в которые входят пальцы
вилок тяг, связанных с рычагами управления.
Пружинами 31 рычаги тормозов планетарного механизма всегда
стремятся повернуться вперед, по часовой стрелке (если смотреть
на тормоза с правой стороны).
Усилия этих пружин через рычаги 29 и серьгу 45 передаются
двуплечим рычагам 46,
которые одними пальцами в зависимости от
направления вращения тормозных шкивов прижимаются к вырезам
тормозных кронштейнов, а другими, отводимыми от вырезов,
затягивают тормозные ленты. При этом между тормозными шкивами и
накладками тормозных лент возникает большая сила трения и
тормозные шкивы вместе с солнечными шестернями затормаживаются.
Если трактор движется передним ходом, то шкивы планетарного
механизма, стремясь повернуться против часовой стрелки (если
смотреть на мост с левой стороны), в этом же направлении
увлекают тормозные ленты. При этом передние пальцы прижимаются к
вырезам тормозных кронштейнов и относительно их поворачиваются
двуплечие рычаги.
При заднем ходе трактора шкивы тормозов планетарного механизма
вращаются в обратном направлении, и двуплечие рычаги
поворачиваются относительно задних пальцев.
При растормаживании правого или левого тормоза планетарного
механизма рычаг 29 соответствующей стороны надо повернуть назад,
против часовой стрелки. Вместе с ним поворачивается относительно
пальца, прижатого к вырезу тормозного кронштейна, двуплечий
рычаг 46. Другой палец этого рычага приближается к вырезу
кронштейна, а при полностью расторможенном тормозе касается дна
этого выреза. Натяжение тормозной ленты исчезает, и в результате
ее упругости и действия оттяжных пружин 40 и 50 лента отходит от
поверхности тормозного шкива, образуя с ним по всей своей длине
равномерный зазор. В результате этого шкив вместе с солнечной
шестерней может свободно вращаться. При этом пружина 31 тормоза
солнечной шестерни дополнительно растягивается.
|