Система «Экспресс» начала работать в 1972 г. в предварительных кассах
Киевского вокзала Москвы. После оснащения всех московских вокзалов на
базе первой версии руководители разработки Б.Е. Марчук, Н.Н.
Красильникова и М.П. Березка обеспечили функционирование на дорогах
типовой системы резервирования мест и продажи билетов. Мощный
вычислительный комплекс «Экспресс-2» был введен в действие в 1982 г. и
объединил всю сеть российских железных дорог, а также стран ближнего
зарубежья, ставших теперь иностранными государствами.
С 2001 г. на Московской железной дороге пущена в работу новая версия
системы — «Экспресс-3». В настоящее время закончен переход отечественных
дорог на работу с АСУ «Экспресс-3», которая служит человеко-машинной
системой коллективного пользования. Система включает в себя совокупность
административных, технологических, программных и технических средств,
позволяющих в реальном масштабе времени не только обслуживать
пассажиров, но и управлять пассажирскими перевозками. Новая система
отличается не только значительно большей мощностью и скоростью обработки
заказов, но и принципиально новой идеологией управления пассажирскими
перевозками на базе современных информационно-вычислительных комплексов.
«Экспресс-3» обеспечивает повышение населенности пассажирских поездов и
удовлетворение платежеспособного спроса населения на пассажирские
перевозки, предоставление дополнительных услуг. Значительно возросли
уровень надежности системы, скорость и качество обслуживания пассажиров.
Система обеспечивает контроль за использованием проездных документов и
льготным проездом, осуществляет полный финансовый контроль за оборотом
проездных документов, а также полный учет деятельности пассажирского
комплекса.