ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ СИНХРОНИЗИРОВАННОЙ
КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ ТРАКТОРОВ МТЗ-100, МТЗ-102
Устройство. На базе шестидиапазонной коробки передач с
переключением передач под нагрузкой создан вариант синхронизированной
коробки передач с таким же числом передач и диапазонов.
Особенность таких коробок передач — их унифицированность по
присоединительным размерам корпусных и некоторых других деталей. Уровень
унификации превышает 80%. В синхронизированной КП гидроуправляемые
фрикционные муфты заменены синхронизаторами, установленными на первичном
валу, исключен распределитель, снижены подача насоса и давление на
выходе, так как его используют только для подачи масла к трущимся
элементам. Вместо механизма управления распределителем введен механизм
управления синхронизаторами.
На валу 1 (рис. 53) установлены две каретки 4 синхронизаторов
инерционного типа. Основные элементы синхронизатора: зубчатая муфта 2;
конусные кольца 5, соединенные между собой пальцами 10; фиксирующие
пальцы 6 и шарики 7, прижимаемые к пальцам пружинами 8. В нейтральном
положении каретки удерживаются пальцами 6. Конусные поверхности колец 5
при этом не соприкасаются с конусными поверхностями шестерен Л так же,
как и конусные поверхности пальцев 10 с конусными поверхностями в
отверстиях кареток 4.
Для включения передачи каретку сдвигают относительно нейтрального
положения в сторону шестерни соответствующей передачи. При этом
перемещении коническая поверхность кольца 5 соприкасается с конической
поверхностью шестерни и за счет трения проворачивается до
соприкосновения конусных поверхностей А пальцев 10 и проточек Б. Угол
конуса этих поверхностей выбирается таким образом, что, пока действует
момент трения между кольцом 5 и шестерней, перемещение каретки 4
затруднено. Это перемещение становится возможным тогда, когда
преодолевается момент инерции вращения шестерни, т. е. когда
выравниваются ско-рости вращения кольца 5 и шестерни и создаются условия
для плавного безударного включения каретки и зубчатой муфты шестерни.
Например, при выравнивании частот вращения шестерни 11 и кольца 5 диски
пальцев 10 и фаски отверстий не будут препятствовать перемещению каретки
4. При дальнейшем воздействии в осевом направлении она, отжимая пружины
8, выводит шарики 7 фиксаторов из проточек пальцев 6, перемещается в
сторону шестерни и своим зубчатым венцом 9 бесшумно входит в зацепление
с внутренним зубчатым венцом шестерни 11.