Механизм привода управления коробкой передач
тракторов МТЗ-100, МТЗ-102
Механизм привода управления коробкой передач предназначен для
переключения диапазонов скоростей посредством зубчатых муфт, а передач —
при помощи гидроподжимных фрикционных муфт.
Механизм переключения диапазонов состоит из крышки 7 (рис. 50), в
расточке которой закреплен кронштейн 2. В кронштейне установлена труба
5, зафиксированная от осевых перемещений болтом 4. Последний входит
своим носком в поперечный паз трубы, чем обеспечивается возможность
поворота трубы относительно кронштейна.
В трубе расположен рычаг 5 с шестерней 6, находящейся в зацеплении с
рейкой вала 7, на котором жестко закреплены два рычага 8. Осевая
фиксация вала достигается с помощью фиксатора 9. При включенном
диапазоне пуск дизеля блокируется выключателем 10.
Необходимый диапазон выбирают (перемещают вал 7 с рычагами 8) вращением
рукоятки 77, зафиксированной от проворачивания на валу, а включают
перемещением (поворотом) рычага 5 в продольном направлении относительно
оси трактора согласно схеме переключений диапазонов.
Зубчатые муфты 20 (см. рис. 40), 45 и 46 (см. рис. 38) перемещают
вилками 22, 24, 27 и 28 (см. рис. 40), закрепленными соответственно на
поводках 23, 25, 26 и 29.
Положение зубчатых муфт 20, 45 (см. рис. 38) и 46 в нейтральном и во
включенных положениях фиксируется деталями 30 (см. рис. 40), 31, 32 и
34.
Для предотвращения одновременного включения зубчатых муфт 20 и 46 (см.
рис. 38) в отверстиях корпуса коробки передач установлены блокирующие
шарики 34 (см. рис. 40).
Механизм привода переключения передач
состоит из рычага 1 (рис. 51), который соединен с сектором
распределителя тросом 2, установленным на двух кронштейнах 3 и 4, а
также рычага 5 с рукояткой 6. Рычаг имеет пять фиксированных положений:
нейтральное (крайнее заднее) и четыре положения, соответствующие I, II,
III и IV передачам. Крайнее переднее положение рычага соответствует IV
передаче.
В процессе эксплуатации трактора необходимо контролировать положение
рычага 5 переключения передач относительно концов прорези пульта в
крайних переднем и заднем положениях. Если зазор между стержнем рычага и
пультом (в конце прорези) менее 10 мм в одном из положений, то проводят
следующую регулировку:
— отъединяют вилку троса 2 от рычага 7, предварительно рас-шплинтовав и
сняв палец;
— переводят рычаг 1 в крайнее переднее фиксированное положение;
— расконтривают вилку троса 2 и, наворачивая или отворачивая
ее, рычаг 5 устанавливают в крайнее заднее положение так, чтобы зазор
между стержнем рычага и концом прорези пульта был не менее 10... 12 мм,
а смещение (вперед по ходу трактора) отверстия вилки под палец
относительно отверстия рычага 1 (под палец) было не менее 2 мм;
— рычаг 1 ставят в крайнее заднее фиксированное положение, а рычаг 5 —в
крайнее переднее положение с зазором не менее
10... 12 мм от переднего конца прорези. При этом отверстие под палец в
вилке должно быть смещено назад по ходу трактора
относительно отверстия в рычаге 1 (под палец) не
менее чем на 2 мм;
— вилку 7 троса 2 соединяют с рычагом 1.
Регулировку механизма привода переключения передач можно выполнять
перемещением оплетки троса в кронштейне 3, изменяя ее натяжение.
Рис. 51. Механизм привода переключения передач:
I и 5 — рычаги; 2 — трос; 3 и 4 — кронштейны; 6 — рукоятка; 7 — вилка.